Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Мушурова Н.Д., Гавренкова К.В. К вопросу формирования ответственного поведения обучающихся через призму православных ценностей

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Актуальность. Ответственность – одно из стержневых качеств личности. Современное общество, являясь технически насыщенным, мобильным, испытывает множество проблем, главной причиной которых является безответственность.
Из-за недостатка профессионализма и исполнительности случается авария на производстве, скорая помощь приехала не вовремя …. Мы с опаской вглядываемся в наше подрастающее поколение, которое живет исключительно для себя, своих нужд, игнорируя человеческое общество и безответственно относясь не только к посторонним людям, но и даже к своим близким и родственникам, а также к себе, как члену общества, не осознавая свою роль в нём. Исходя из данного противоречия, можно очертить круг проблемных вопросов.
Как можно повлиять на наших детей – тех, кому в недалёком будущем мы собираемся вверить нашу великую страну с её огромными просторами, растущим производством, богатым культурным наследием? Как сформировать ответственное поведение? Сегодня, когда утрачены многие общественные институты для молодёжи, православные ценности объединяют общество и укрепляют человека.
Обратимся к предмету исследования, что же такое ответственность?
Ответственность – сложное качество, включающее в себя такие понятия как совесть, честность, готовность ответить перед собой и обществом за последствия своих поступков. В каждодневной жизни – это пунктуальность, верность слову, обязательность, готовность отвечать за свои поступки.
Ответственность за свою жизнь, данную нам Богом, – важный критерий обретения человеком подлинного бытия, характеристика активности, стремления быть «автором» своей жизни. [1, с.263]
Исследуя данный вопрос, авторы проводили наблюдения над деятельностью учащихся во взаимоотношениях со сверстниками, над их мотивацией к обучению, а в старшем звене – в готовности к профессиональному самоопределению.
По наблюдениям и в гимназии, и в социуме – у подростков слабо формируются умения быть ответственными, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения. Многие подростки просто-напросто не умеют, да и не хотят брать на себя какую либо ответственность. Почему они такие?
Готовясь к проведению классных часов на тему «Мои поступки и ответственность за них», «Как не быть вовлечённым в совершение противоправных деяний», «Труд и служение», авторы провели опросы, которые показали, что практически все подростки (11-15 лет) считают себя ответственными или ответственными в средней степени. Большинство ребят на вопрос: «Кто вносит вклад в формирование вашей ответственности», ответили, что это пример семьи, родителей, других взрослых (более 80%) и друзей, исторических личностей, служителей Русской Православной Церкви – менее 20%. Обсуждались примеры ответственного поведения, начиная с того, чтобы выполнять домашние задания, не опаздывать в школу, не переходить дорогу в неположенном месте. Приводились также примеры спасения жизней и помощи юных героев спасателям при чрезвычайных ситуациях.
Воспитательный процесс в учебном заведении сегодня зачастую строится так, что школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от неё. Хотя раннее занятие трудом никогда ещё не приносило вреда нашим детям, а только пользу, и это отрадно видеть на примере помощи наших детей на богослужениях в храмах, во время волонтерских акций.
Поэтому, замечательно, когда учащийся занимается в объединениях по интересам, имеет много разных обязанностей, находится на виду у многих, например, готовится и участвует в театральных постановках, хоровых выступлениях, соревнованиях, занимается проектной и волонтёрской деятельностью. Это полезно и важно для осознания социальной значимости, для накопления опыта социального поведения, для формирования нравственных установок, которые не позволят вести себя в будущем непорядочно.
Работа педагогов в развитии ответственности у детей – это только подспорье родителям в их ежедневном родительском труде. Пример родителей чрезвычайно важен. Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Что примечательно, по итогам наблюдения за учащимися и совместной работе с родителями, большая степень ответственности присуща детям из многодетных семей, где старшие в ответе за младших, где все дети, чаще всего, имеют свои обязанности.
Старшие дети часто оказываются в той ситуации, когда ответственность становится внутренне (морально) обязательной. «Родители на работе, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты – но все-таки брат. Результат – беру за него ответственность».
Так, естественным способом и прививается навык ответственного поведения. Если родители не хотят в будущем содержать иждивенца, не нужно делать за ребёнка то, что он в состоянии делать сам.
Ребята из многодетных семей отмечают положительную роль в формировании их ответственности системы контроля, системы запретов, особенно в детском возрасте.
Действительно, если у ребёнка нет «табу», то он вырастет безответственным и инфантильным, не сможет осознать, что нужно уважать достоинство других людей, старших, почитать отца и мать.
«Попробуйте запретить гаджеты», – говорят родители. Действительно, родители подчас бессильны – сильнее оказывается Интернет с его виртуальным миром. И здесь встаёт вопрос, что важнее – свобода или ответственность? Извне детям агрессивно навязывается аморальная вседозволенность, а традиция семейного воспитания высмеивается. Казалось бы – ребенок должен выбирать, но выбора-то на самом ему никто не дает. Перевесить в этой борьбе сможет только непререкаемый родительский авторитет.
Как формировать навыки ответственного поведения при провозглашенной свободе? Что является основным фактором в воспитании законопослушной, социально ответственной личности и как следствие – в усилении законности и правопорядка в России, укрепления нашей державы? Образование? Конечно, да. Воспитание? Несомненно.
Путеводными на этом тернистом пути являются духовно-нравственные ценности. Именно они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность. [3, с.197]
В отсутствии ясной идеологии в нашей стране именно православной верой человеку прививаются такие качества как любовь к Родине, самоотверженность, ответственность, совесть, доброжелательность и терпение.
Личность молодого человека не развивается сама по себе, для её роста необходима опора на те идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для неё. Это особенно важно сейчас, когда утрачены нравственные основы общества, в молодёжной культуре зачастую процветает бездуховность, поверхностность, и даже цинизм, агрессивность и жестокость. Есть множество примеров того, как легко можно манипулировать людьми, как они слабы, и ведомы, если у них нет веры. [3, с.200]
К сожалению, сегодня мы прослеживаем тревожный пример изменённого правосознания молодёжи на постсоветском пространстве. В этой связи наше общество всё острее осознаёт, что молодые люди должны быть не только свободолюбивыми и предприимчивыми, но и законопослушными, ответственными гражданами страны.
Религиозные понятия несут человеколюбие, лежат в основе правовых запретов, посягательства на жизнь, здоровье, на честь и достоинство, на мир, безопасность и т. д.
Православная религия укрепляет человека и противопоставляет слабостям. Она обеспечивает:
- наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
- наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего» [4, п.14].
Авторы видят перспективы дальнейшей работы в развитии у детей способности свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные и православные ценности, строить на этой основе свою профессиональную, семейную и личную жизнь. Очень важно, что служители церкви, беседуя с гимназистами, учат их постоянному самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей с помощью исповеди. Этому помогают молитва и соблюдение Заповедей Христовых. В результате дети усваивают основные понятия духовно-нравственной культуры и православного понимания природы человека, его уникальности, свободы воли и выбора между добром и злом, иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию.
Заповеди не только смиряют нас, но и служат своего рода «дорожными знаками» на нашем пути. Вы часто видите на горных серпантинах справа и слева от асфальта столбы, покрытые фосфоресцирующим веществом: они показывают дорогу, когда она запорошена снегом. То же самое делают и заповеди: они показывают, куда мы идем [2, с. 3].
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации. Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознающего себя личностью, социально активного, уважающего закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством [5, с. 3].
Таким образом, проанализирован фактор православных ценностей, влияющий на процесс формирования ответственного поведения в условиях деятельности православной образовательной организации, приведены примеры деятельности педагогов, намечены планы дальнейшей работы.

Библиографический список

1.       Баранова. В.В. Вопрос главный и, похоже, пока… риторический [Текст] // Народное образование. – 2011. - №4. – С.262 –267.
2.   Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай [Текст] // Зачем соблюдать Заповеди? – режим доступа: https://pravoslavie.ru/68789.html
3.       Мушурова. Н.Д. Правовое воспитание молодежи на основе православных ценностей [Текст] // Интеграция науки и практики: проблемы и перспективы развития. – 2014. – С.196 –200.
4.       Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации [Текст] // утверждён решением Священного Синода РПЦ 27 июля 2011
5.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования// утвержден приказом МО России № 413 от 17 мая 2012.

2019