НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гурова Е. Д. Мастер-класс «Прогулка как средство экологического воспитания младших дошкольников»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями в природе по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, развивается наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), способствуют развитию детских эстетических представлений.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослыми трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов.
 И, конечно, дидактические и подвижные игры закрепляют знания детей об объектах природного мира, помогают в игровой форме осмыслить информацию, полученную в процессе наблюдений и трудовой деятельности.
Цель: уточнить знания детей о воде и ее агрегатных состояниях.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
- создать условия для расширения знаний о свойствах воды, ее различных состояниях;
- способствовать развитию наблюдательности, эстетического восприятия;
- побуждать к двигательной импровизации;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: общение, наблюдение, труд, продуктивная деятельность.
Оборудование:
- формочки с замороженными цветными льдинками;
- емкость с раствором для мыльных пузырей;
- бумажные снежинки;
- лопатки, ведра.
Предварительная работа. Игры-эксперименты с водой: нагревание и охлаждение воды, изготовление цветных льдинок, пускание мыльных пузырей.

Ход прогулки

В. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг.
Какой пушистый чистый снег,
Кусты одеты в белый мех.
Они стоят несмелые,
Как медвежата белые.
Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
На проводах и крышах
Веселые сосульки.
Ребята, а когда бывает снег и лед, почему? Что произойдет со снегом и льдом, если их занести в теплое помещение? А вы хотите посмотреть, как замерзает вода? Вспомните, когда мы в группе надували мыльные пузыри, что с ними происходило? А хотите посмотреть, что случится с пузырями на улице в мороз?
(Воспитатель и дети надувают пузыри и наблюдают, как они замерзают, рассматривают многообразие узоров, как красиво смотрятся пузыри на снегу)

Подвижная игра «Пузырь»

В. Ребята, а как мы можем украсить наш участок? Давайте развесим на деревьях цветные льдинки. Как они у нас получились?
(Дети с воспитателем украшают участок)

Подвижная игра «Снег и лед»

В. Мы к красавице березке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
В снегу стоит березка, напудрена прическа!
Затейливые банты, на бантах бриллианты!
Ребята, что вы видите на ветках березы? Как красива береза в своем снежном убранстве! А как вы думаете, что может случиться с ветками, если на них будет много снега или льда? Попробуйте, какие они тяжелые. Правильно, ребята, зимой ветки деревьев становятся очень хрупкими и могут легко сломаться. Поэтому деревья необходимо оберегать. Как мы можем помочь дереву?
А знаете, как еще можно помочь деревьям и кустарникам? Давайте расчистим площадку, а снег будем высыпать под деревья. Ведь не зря снег называют пушистым одеялом: он будет в сильный мороз оберегать корни дерева от вымерзания.
(Дети расчищают площадку, относят снег под деревья)
Воспитатель предлагает детям разделиться на группы и поиграть в любимые игры. С 2-3 детьми проводит игру «Забей цветные льдинки в ворота».
С подгруппой детей проводится игра «Снежинки» (дети своим дыханием как можно дольше должны удержать в воздухе бумажные снежинки – вдох через нос, выдох ртом).
В. А как вы думаете, если мы будем дуть на настоящую снежинку, что с ней произойдет? Почему она растает?
(Если идет снег, можно поймать снежинку и рассмотреть ее)
В. Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. За какими объектами природы мы наблюдали? В какие игры мы сегодня играли? Как можно помочь деревьям зимой? Что вам понравилось на прогулке?

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Веракса О. Н. Неизведанное рядом // ООО ТЦ Сфера, 2010.
2021