Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут по СаНПиНу. Как же тогда обучать детей цифровизации, за такое непродолжительное время?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это ежедневное выполнение алгоритма в жизни каждого человека. Алгоритмы изучает алгоритмика.
Что же такое алгоритмика?
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, маршруты.
Алгоритмика позволяет осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях занятий. Развивает умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяет оценивать эффективность своей деятельности. Дает возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». В сочетании с физической активностью снижает дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности. Во время занятий можно использовать музыкальное сопровождение, чтобы дети двигались под заданный ритм музыки. Повышает мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.
Игры по алгоритмике для детей дошкольного возраста направлены на:
- развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.
Наша методическая разработка предполагает несколько этапов игры «Алгоритмика».
1) Первый подготовительный этап происходит вне игры в любых режимных моментах ребенка. Ребенок усваивает или повторяет в игре действия, команды: вперед, назад, налево, направо. Этот этап формирует навыки алгоритмитки.
2) Второй этап происходит непосредственно в настольной игре. Настольная игра включает в себя поле, фишки, изготовленные из фетра, различные картинки для создания игрового сюжета, карточки с заданными алгоритмами, магнитную доску для составления на ней алгоритма, используя магнитные фишки с цифрами и направлениями.
3) Тритий этап игры - игра на полу, направленная на повышение двигательной активности детей во время занятий алгоритмикой. В данной игре дети сами выбирают роль для игрового сюжета. Есть два варианта выбора роли: 1) предлагает детям выбрать одного из героев сказки; 2) использовать кубик с изображением героев, но если данный герой уже выбран – необходимо бросить еще раз кубик. Дети с помощью картинок для игрового сюжета создают активное игровое поле сами или с педагогом. Далее на магнитном планшете может быть уже задан алгоритм движения ребенка по игровому полю воспитателем, либо же дети самостоятельно могут выстраивать свой маршрут.
На данном игровом поле можно проиграть один и тот же алгоритм несколько раз, при этом каждый раз меняя роли детей.
4) Мы живем в век цифровизации и так как это направление сейчас одно из приоритетных в развитии дошкольников, то третья разработка – Интерактивная игра. В данной игре дети должны выполнить уже заданный алгоритм на интерактивном столе, планшете или даже дома за компьютером.
Компьютерная игра включает в себя игровое поле, сюжет и алгоритм.
Ребенок сам, используя стрелки, выполняет алгоритм, нажимая каждую стрелку нужное количество раз. Если ребенок выбирает не правильное направление, то он слышит звуковой сигнал и загорается красный цвет. После правильно набранного алгоритма дети нажимают знак подтверждения и смотрит, как главный герой игры направляется к заданной точке.
В ходе всех этапов игры ребенок выполняет разные роли: программиста, когда выкладывает алгоритм по образцу или задает новый; робота - исполнителя, когда выполняет алгоритм или проходит его, выбирает персонажа и играет его роль.
Наша методическая разработка может использоваться как полноценно на занятии, то есть, задействованы все три игры, либо частично. Также дети могут в свободное время играть сами, как в настольную игру, так и игру на полу. Выбирая при этом сами бокс с наполнением для настольной игры, и роль в игре на полу.
Благодаря данной разработке дети легко смогут овладеть начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, познакомятся с компьютерной средой, включающую в себя графический язык программирования; смогут продемонстрировать технические возможности роботов исполнителей с помощью создания алгоритма их действий.
Библиографический список
1. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
2. Государственная программа «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/30832/