НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Светлакова А. П., Гарифулина О. М., Разуваева О. В. Адаптационная группа как вариативная форма работы с семьей воспитанников

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Концепция модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности и качества образования.
В последние годы предпринимаются усилия по повышению доступности дошкольного образования. Так, например, в концепцию демографической политики Российской Федерации на период д 2025 года были включены задачи по обеспечению потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), а также стимулирования развития гибких форм предоставления услуг.
Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует внедрению альтернативных форм дошкольного образования. К одной из таких форм можно отнести адаптационные группы.
Адаптационная группа – одна из форм оказания консультативной помощи семье в период подготовки ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. В раннем детстве у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья, формируются навыки социального взаимодействия, развиваются психические процессы. Эффективность этого периода обеспечивается ранним началом образовательной работы с ребенком, а также оказание своевременной помощи и поддержки семье ребенка.
Поступление в детский сад – это важный и ответственный момент не только для жизни ребенка, но и для взрослых, его окружающих.
Период адаптации, степень ее тяжести во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, а также от предварительной работы, которая проводится как с детьми, так и с родителями. Привыкание ребенка к новым для него условия напрямую зависят от того, как в семье его смогли подготовить к этому. Многие родители сами не готовы к данному событию: нервничают, переживают. Некоторые родители переносят ответственность за воспитание и развитие ребенка на детский сад, предъявляют необоснованные претензии и требования.
Кроме того, родители оказываются недостаточно осведомленными в различных вопросах воспитания, чувствую себя беспомощными. Во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте развивать и воспитывать малыша. В связи с этим упускают сенситивные периоды сенсорного, речевого развития ребенка, не уделяют внимание привитию культурно-гигиенических навыков, формированию привычек, не знаю об особенностях протекания возрастных кризисов одного и трех лет.
Поступление в детский сад, незнакомые люди, обстановка, способствуют тому, что у ребенка возникают проблемы со здоровьем, эмоциональным состоянием, замедляется психическое развитие.
Помочь преодолеть все эти трудности поможет сотрудничество родителей и специалистов детского сада. С этой елью и создаются адаптационные группы, основными задачами которых являются:
1. помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода в жизни человека;
- ознакомить с общими закономерностями развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
- оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания;
- подготовить ребенка к поступлению в ДОУ оказать педагогическую поддержку семье, снизить общую тревожность родителей в отношении к детскому саду;
- наладить взаимодействие сотрудниками ДОУ и родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимодоверия, взаимопомощи;
- подобрать формы взаимодействия, способствующие выработке единого стиля воспитания.
Эффективность работы адаптационной группы в ДОУ напрямую зависит от наличия системы в работе (режим, состав специалистов, методическое и дидактическое обеспечение), стабильный состав родителей, разнообразие видов деятельности в рамках встреч (сообщения по заявленным темам, тренинги, практические задания, игровые имитационные ситуации и т.д.), открытость и доступность посещения занятий, высокая мотивация участников встреч, а также профессионализм специалистов. Ведь к педагогам, работающим в рамках адаптационной группы предъявляются определенные требования:
- владеть максимально полной информацией по вопросам развития и воспитания дошкольников, различными методами и приемами работы со взрослыми;
- объективные представления о родительских запросах и ожиданиях как от детского сада, так и от конкретного мероприятия в целом;
- проявлять тактичность, искреннюю заинтересованность проблемами семьи;
- умение слушать собеседника, задавать вопросы, не высказывать категорических открытого оценочного типа.
Установление атмосферы доверия и уважения; максимально полное использования опыта родителей, создание условия им поделиться; актуальность знаний и использование их в практике; решение конкретных проблем, конкретного родителя, конкретного ребенка; практическая направленность мероприятий; сотрудничество; снятие статусных барьеров; сохранение конфиденциальности информации; создание рефлексивной среды, при которой родитель чувствует себя комфортно и открыто – соблюдение данных принципов также поможет повысить результативность деятельности группы.
Создавая адаптационные группы дошкольные образовательные учреждения обеспечивают доступность и открытость образования, а главное создают условия для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада: психологического, физического и психического здоровья.

Библиографический список

1.       Глебова, С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / Глебова СВ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
2.       Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – Москва: Творческий центр Сфера, 2005. – 141 с.
3.       Захарова, Т.Н. Консультационный пункт для родителей / Т.Н. Захарова, Т.И Сурова // Практический журнал «Воспитатель ДОУ». –2010. – №8.– С 90-97.
4.       Консультационный пункт «Клуб успешной адаптации детей и родителей к условиям детского сада» [Электронный ресурс]: URL:https://mdou171.edu.yar.ru/uslugi_naseleniyu/organizatsiya_tsentrovigrovoy_podder_41.html?with_template=blind. Дата обращения: 02.04.2021
2021