Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Зартдинов Г.С., Зартдинова Г.Г. Интеграция детей с умственной отсталостью в рамках инклюзивного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Умственная отсталость широко распространено среди населения всего мира, в зависимости от различных причин принято считать, что ею страдают от 1 процента до 5 процентов. Среди умственно отсталых преобладают лица мужского пола.
Умственная отсталость-стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной в раннем возрасте органической патологией головного мозга. Умственная отсталость не лечится.
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.1.Лёгкая IQ составляет 50—69. 2.Умеренная IQ колеблется от35до 49.3.Тяжёлая IQ колеблется от20 до 34.4.Глубокая IQ ниже 20
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в силу 01.09.13 г., гарантирует «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Статьей 79 предусмотрены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью направлен Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Все дети с умственной отсталостью (кроме глубокой умственной отсталостью) поддаются обучению. Но необходимо подбирать вид обучения и место обучения. Только в правильном подборе можно максимально развить способности умственно отсталого ребенка. Где же может обучаться ребенок с умственной отсталостью? Если ребенок с легкой формой олигофрении, то сможет учиться в общеобразовательной школе. Но они там могут обучаться только1-2 классах без каких-либо различий между ними и обычными детьми. Так как программа усложняется, дети начинают отставать от одноклассников в успеваемости. Тогда у них появляются боязни, неудачи, пониженные настроения. Класс, где обучается такой ребенок, должен быть небольшим. Дефектолог, логопед, психолог и тьютор сопровождают такого ребенка на уроках и организуют для него специальные дополнительные занятия. Можно сказать, что включение ребенка с умственной отсталостью в общеобразовательную школу возможно при наличии кадровых и специальных учебно-методических, материально-технических условий.
Можно определить ребенка в коррекционные школы или интернаты для умственно отсталых детей. В таких школах работают учителя- дефектологи, они обучены работе с такими детьми, находят между собой контакт и индивидуальный подход к каждому ребенку. Если есть такая школа, там, где живет ребенок хорошо, если нет, то придется отдавать в интернат. В интернате дети меньше выходят подготовленными к жизни, потому что там их больше опекают.
В коррекционных школах преподают предметы по специальной упрощенной программе. Они могут получать минимальные знания, необходимые для жизнедеятельности. АООП- адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью позволяют максимально развить умственные способности каждого ребенка, научить самообслуживанию, выполнению простой работы, вести себя в обществе, устранить или сгладить недостатки, научить родителей, правильно вести себя с ними. Главная цель- максимально эффективное обучение ребенка и родителя, которое позволило бы ему вести полноценную жизнь в семье и в обществе. Рабочие программы учитывают индивидуальные особенности ребенка, его способности к обучению, восприятию новой информации и общению в социуме. С детьми умственной отсталостью постоянно ведутся коррекционные занятия: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, учат контролировать свои эмоции.
По возможностям обучения предметов умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, умеют объяснять свои действия словами, могут даже обобщать. Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Учащиеся нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Они не могут сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт. Эти школьники не видят ошибок, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. По разным предметам, дети могут относиться к разным группам
Таким образом, для того, чтобы ребенок с умственной отсталостью смог успешно развиваться и постепенно вливаться в социум, педагогу необходимо создать не только эмоционально благоприятную атмосферу в группе, но организовать учебную деятельность, а также создать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы без ущерба для остальных детей полностью удовлетворить потребности ребенка.
Оптимальный вариант для обучения ребенка с умственной отсталостью в обычной школе- это специальный коррекционный класс. Но таких классов в школах нет. На данный момент для умственно отсталых детей достойной замены коррекционных школ не существует.
Список использованной литературы:
1. Маллер, А. Р.: Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.:Педагогика,1988-129с
2. Нигматов З.Г., Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Издательство ПОЗНАНИЕ. 2014.-220с.
2019