НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кронда О.В. Мастер-класс на тему «Логоритмика как эффективный метод работы в условиях внедрения ФГОС»

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Детей с нарушениями речи становится всё больше, и если им вовремя не оказать логопедическую помощь, то в дальнейшем они будут испытывать определённые трудности в овладении письмом и чтением. Считаю, что вовремя оказанная логопедическая помощь-это одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
В своей работе я использую такую методику как логоритмика.
Почему я выбрала и логоритмику?
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Знания усваиваются быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти: слуховую, двигательную и зрительную. Применяя логоритмику, у детей развиваются общие речевые навыки, такие как дыхание, темп, ритм речи, её выразительность
Логоритмика помогает детям:
·          Нормализовать речевое дыхание
·          Менять высоту, силу голоса в различном темпе
·          Воспроизводить речевой материал в заданном темпе
·          Освоить слоговую структуру слова
·          Мотивирует к речи!
Логоритмику можно использовать на всех этапах логопедической работы.
Так я применяю элементы логоритмики на этапе автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
И сегодня на мастер-классе я хочу поближе познакомить Вас с данной методикой. Предлагаю отработать некоторые этапы работы с применением логоритмики.
1. - В начале каждого занятия мы проводим ритмическую разминку, чтобы размяться. Ведь мы будем двигаться и звучать, но как это может сделать не разогретое тело. У большинства детей отмечается нарушение двигательной сферы, нарушение мышечного тонуса (у 9 из 10 детей повышенный тонус), поэтому этих детей надо расслабить.
Двигательная гимнастика («Кап-кап»)
2. – Следующий этап-это пальчиковая гимнастика. Как мы сказали, развиваем пальчики-развиваем артикуляционную зону, улучшаем дикцию.
Пальчиковая гимнастика («Зайчики и зверюшки»)
3.Небольшая артикуляционная гимнастика. (« Мы хомяки»)
4. – Для формирования правильного звукопроизношения нам необходимы не только чёткие движения языка, но и формирование правильного речевого выдоха. Звука русского языка формируются именно на выдохе. Но прежде, чем формировать речевое дыхание, нужно сформировать физиологическое дыхание. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель-увеличить объём дыхания и нормализовать ритм. Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!
Сегодня я хочу вам показать Стрельниковскую дыхательную гимнастику.
Основа этой гимнастики –это короткие отрывистые вдохи с шумом. (пробуем 4 раза) и строгое количество повторений, минимальная дыхательная единица-это 8 вдохов. Но 8 на начальном этапе-это много, мы дышим по 4. Лечебная польза -96 раз за 1 заход, но у нас нет такой цели. Нам достаточно за 1 заход продышать 32 раза. Чтобы было веселей, добавляем движения руками. Во время вдоха, фаза напряжения. Мы вдыхаем и хватаем воздух. Я предлагаю сделать несколько очень простых и доступных для детей движений по Стрельниковой.
Но мы с Вами уже продвинутая группа детей, которые дышат восьмёрками.
8-кулачки
Пауза
8-пагончики
Пауза
8-Обхват плечиков
Пауза
8 – пружинка влево
Пауза
8 – пружинка вправо
Но у нас ритмика, и мы всё переводим в ритм, а здесь есть ритм, который мы задаём телом, примерно 1 движение в секунду. И опять добавляем музыку.
Дыхательная гимнастика
5. - А дальше мы зазвучали. Разбудим голос на гласных, используя фонетическую ритмику.
Фонетическая ритмика для гласных а, у, о, ы, э
Фонетическая ритмика для согласных с, ш
Когда появляются согласные, отрабатываем их со всеми гласными. (Фонетическая ритмика)
-Когда немного отрабатываем звук, в занятия включаю блок логоритмики.
Начинаем украшать занятие, добавляю музыку, предметы. Очень любят мяч. Ребёнок отвлечён на эту красоту, он думает уже не про звук, а о том, что мячик надо перекладывать, подкидывать, кидать. А это и есть автоматизация.
Приглашаю Вас попробовать самые простые вещи.
Возьмём слог са, выполним 3 движения, отработанные на двигательной разминке.(вверх, вперёд, вниз). Добавим музыку. (Вальс с мячом)
Также отработаем дифференциацию звуков с и ш (без музыки и с музыкой)
Положили мячи.
Дальше автоматизируем звук в словах. Попробуем простую игру. Я называю слог и кидаю мяч ребёнку, он должен придумать слово, которое начинается с указанного слога.
Когда мы с детьми выходим на этап автоматизации звуков в текстах или даже дифференциации звуков в стихах и потешках, хорошо взять такие тексты, которые насыщены конфликтными звуками, но чтобы эти тексты дети могли проговаривать в определённом ритме. Вот мы с вами доросли до стиха:
Любит сушки наша Даша,
Сушки это вам не каша.
Давайте проговорим. Дальше мы учимся прохлапывать, прошлёпывать, протопывать этот текст, чтобы был ритм.
(хлопаем ладошками по коленям, поднимаем плечи, кулаки вперёд)
И когда я вижу, что они справляются, усложняю, добавляю музыку.
Выполняем под музыку.
Вот вы и познакомились с логоритмикой. Хотела бы отметить, что элементы логоритмики могут использовать и воспитатели в своей работе.
2019