Детей с нарушениями речи становится всё больше, и если им вовремя не оказать логопедическую помощь, то в дальнейшем они будут испытывать определённые трудности в овладении письмом и чтением. Считаю, что вовремя оказанная логопедическая помощь-это одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. В своей работе я использую такую методику как логоритмика. Почему я выбрала и логоритмику? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Знания усваиваются быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти: слуховую, двигательную и зрительную. Применяя логоритмику, у детей развиваются общие речевые навыки, такие как дыхание, темп, ритм речи, её выразительность Логоритмика помогает детям: · Нормализовать речевое дыхание · Менять высоту, силу голоса в различном темпе · Воспроизводить речевой материал в заданном темпе · Освоить слоговую структуру слова · Мотивирует к речи! Логоритмику можно использовать на всех этапах логопедической работы. Так я применяю элементы логоритмики на этапе автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. И сегодня на мастер-классе я хочу поближе познакомить Вас с данной методикой. Предлагаю отработать некоторые этапы работы с применением логоритмики. 1. - В начале каждого занятия мы проводим ритмическую разминку, чтобы размяться. Ведь мы будем двигаться и звучать, но как это может сделать не разогретое тело. У большинства детей отмечается нарушение двигательной сферы, нарушение мышечного тонуса (у 9 из 10 детей повышенный тонус), поэтому этих детей надо расслабить. Двигательная гимнастика («Кап-кап») 2. – Следующий этап-это пальчиковая гимнастика. Как мы сказали, развиваем пальчики-развиваем артикуляционную зону, улучшаем дикцию. Пальчиковая гимнастика («Зайчики и зверюшки») 3. –Небольшая артикуляционная гимнастика. (« Мы хомяки») 4. – Для формирования правильного звукопроизношения нам необходимы не только чёткие движения языка, но и формирование правильного речевого выдоха. Звука русского языка формируются именно на выдохе. Но прежде, чем формировать речевое дыхание, нужно сформировать физиологическое дыхание. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель-увеличить объём дыхания и нормализовать ритм. Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь! Сегодня я хочу вам показать Стрельниковскую дыхательную гимнастику. Основа этой гимнастики –это короткие отрывистые вдохи с шумом. (пробуем 4 раза) и строгое количество повторений, минимальная дыхательная единица-это 8 вдохов. Но 8 на начальном этапе-это много, мы дышим по 4. Лечебная польза -96 раз за 1 заход, но у нас нет такой цели. Нам достаточно за 1 заход продышать 32 раза. Чтобы было веселей, добавляем движения руками. Во время вдоха, фаза напряжения. Мы вдыхаем и хватаем воздух. Я предлагаю сделать несколько очень простых и доступных для детей движений по Стрельниковой. Но мы с Вами уже продвинутая группа детей, которые дышат восьмёрками. 8-кулачки Пауза 8-пагончики Пауза 8-Обхват плечиков Пауза 8 – пружинка влево Пауза 8 – пружинка вправо Но у нас ритмика, и мы всё переводим в ритм, а здесь есть ритм, который мы задаём телом, примерно 1 движение в секунду. И опять добавляем музыку. Дыхательная гимнастика 5. - А дальше мы зазвучали. Разбудим голос на гласных, используя фонетическую ритмику. Фонетическая ритмика для гласных а, у, о, ы, э Фонетическая ритмика для согласных с, ш Когда появляются согласные, отрабатываем их со всеми гласными. (Фонетическая ритмика) -Когда немного отрабатываем звук, в занятия включаю блок логоритмики. Начинаем украшать занятие, добавляю музыку, предметы. Очень любят мяч. Ребёнок отвлечён на эту красоту, он думает уже не про звук, а о том, что мячик надо перекладывать, подкидывать, кидать. А это и есть автоматизация. Приглашаю Вас попробовать самые простые вещи. Возьмём слог са, выполним 3 движения, отработанные на двигательной разминке.(вверх, вперёд, вниз). Добавим музыку. (Вальс с мячом) Также отработаем дифференциацию звуков с и ш (без музыки и с музыкой) Положили мячи. Дальше автоматизируем звук в словах. Попробуем простую игру. Я называю слог и кидаю мяч ребёнку, он должен придумать слово, которое начинается с указанного слога. Когда мы с детьми выходим на этап автоматизации звуков в текстах или даже дифференциации звуков в стихах и потешках, хорошо взять такие тексты, которые насыщены конфликтными звуками, но чтобы эти тексты дети могли проговаривать в определённом ритме. Вот мы с вами доросли до стиха: Любит сушки наша Даша, Сушки это вам не каша. Давайте проговорим. Дальше мы учимся прохлапывать, прошлёпывать, протопывать этот текст, чтобы был ритм. (хлопаем ладошками по коленям, поднимаем плечи, кулаки вперёд) И когда я вижу, что они справляются, усложняю, добавляю музыку. Выполняем под музыку. Вот вы и познакомились с логоритмикой. Хотела бы отметить, что элементы логоритмики могут использовать и воспитатели в своей работе.