НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Никитина Н.Л. Подходы к интенсивной общеобразовательной подготовке студентов в процессе изучения литературы (на примере специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах)

Библиографическое описание:
Никитина Н.Л. Подходы к интенсивной общеобразовательной подготовке студентов в процессе изучения литературы (на примере специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах) // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Программа по дисциплине «Литература» имеет большое сокращение по часам, поэтому требуется интенсификация, которая достигается следующими механизмами:

1. Важно, чтобы студенты были знакомы непосредственно с содержанием изучаемых произведений (а не читали текст в кратком изложении), ведь только непосредственное взаимодействие с целостным произведением даёт возможность погрузиться эпоху, в которую жил и творил автор, почувствовать особенности индивидуального стиля писателя, неповторимость его языка, своеобразие личности, возможность ощутить радость общения с писателем, испытать яркое эмоциональное воздействие произведения.

Для этого в приемной комиссии колледжа для абитуриентов оставляю список литературы для чтения летом, так как в течение учебного года студентам-первокурсникам читать произведения будет гораздо сложнее в связи с нехваткой времени, а использовать время аудиторного занятия на первичное знакомство с содержанием произведения неэффективно. По возможности, студентам рекомендуется также посмотреть фильмы, спектакли по произведениям, представленным в списке литературы для самостоятельного чтения летом.

2. Чтобы чтение нового для студентов произведения было целенаправленным, чтобы они «не заблудились» на страницах объёмных произведений, до чтения рекомендую обратить внимание на определённые, конкретные вопросы, например, при изучении романа «Война и мир» - на изображение русского народа во время Отечественной войны 1812 года, а также на жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, на образ Наташи Ростовой.

3. Для того, чтобы заинтересовать студентов чтением нового произведения, нередко использую вопросы проблемного характера, например, «Почему мастер не заслужил свет, а заслужил покой?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») или «Был ли у Катерины другой выход?» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). Подобные вопросы побуждают студентов быть внимательными к содержанию произведения, к деталям, требуют не поверхностного, а вдумчивого чтения. Именно в таком случае произведение воздействует на читателя, будит его чувства, заставляет мыслить, оставляет след в памяти, становится частью жизненного опыта студента.

4. Изучение теоретического материала по литературе при ограниченном количестве часов, по моим наблюдениям, нерезультативно проводить в форме лекции. Во-первых, лекция занимает слишком много времени. Во-вторых, не побуждает студентов самостоятельно работать, мыслить, ведь они получают информацию в готовом виде.

Поэтому материал обзорных тем предлагаю студентам в виде схем, таблиц на слайдах презентации, которая впоследствии доступна им в групповых чатах в WK Мессенджере или других отечественных мессенджерах.

5. Интенсификация изучения литературы достигается также выбором ключевых вопросов, проблем при работе над произведением. (Эти вопросы даются студентам на занятии по литературе, предшествующем изучению следующего произведения, в качестве рекомендации к выполнению домашнего задания. Они помещаются на специальном стенде в кабинете литературы, а также доступны студентам в групповом чате). Другие аспекты анализа художественного произведения рекомендуются студентам при работе над индивидуальными проектами. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» акцентируется внимание на теории Раскольникова, на личности героя, а особенности стиля автора (вопросы о роли снов, о символике романа) самостоятельно изучаются студентами по выбору в рамках подготовки индивидуальных проектов.

6. Интенсификация изучения литературы предполагает переход с преимущественной активности на занятии преподавателя на активность самих обучающихся за счёт использования эффективных методов, форм, средств и технологий, таких как:

- игровая технология (метод ролевых/деловых игр), например, по теме «Вроде просто найти и расставить слова»: стихи для людей моей специальности проводится деловая игра «В издательстве», в процессе которой студенты составляют сборники стихов поэтов Серебряного века для учителя начальных классов;

- проблемное обучение (дискуссионный, коммуникативный метод), например, по теме «Ты профессией астронома метростроевца не удивишь» в ходе дискуссии студенты ищут ответ на проблемный вопрос: «Как ваша профессиональная деятельность может влиять на жизнь общества и менять его к лучшему?»;

- кейс-технология (метод решения практических задач), например, также на занятии по теме «Стихи для людей моей специальности» студенты делятся на группы, в каждой группе выбирают составителей сборника, редакторов, художников;

- проектная технология (исследовательский метод), например, применяется при подготовке индивидуальных проектов.

На примере специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах есть продолжение дисциплины в МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания, МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению, в дисциплине«Родная литература», на производственной практике по ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования.

Поэтому, работая на перспективу, предлагаю в качестве домашних заданий, включаю в материалы текущего и рубежного контроля профессионально ориентированные задания. Например, сформулировать воспитательную задачу урока литературного чтения, посвящённого работе над рассказом Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», или определить, какие слова из рассказа А.П. Чехова «Мальчики» будут непонятны учащимся 4 класса, и выбрать виды работы над выяснением лексического значения этих слов на уроке литературного чтения. Выполняя такие задания, студенты приобретают практические навыки работы над литературным произведением в начальных классах.

Цифровые технологии расширяют возможности преподавания литературы: позволяют

1) проводить виртуальные экскурсии, например, в дом-музей автора (в Спасское-Лутовиново, в музей-усадьбу Тургенева);

2) использовать презентации, чтобы показать портрет писателя, а также близких ему людей, оказавших влияние на его личность, творчество (например, портрет Полины Виардо и портрет самого И.С. Тургенева при знакомстве с биографией И.С. Тургенева). В презентации также можно включать вопросы и задания, в том числе интерактивные, для проверки обратной связи.

Таким образом, визуализация учебного материала, достигаемая посредством использования презентаций, позволяет обучающимся полнее представить личность автора, окунуться в атмосферу, в которой он жил, а преподавателю - показать книги автора различных изданий, порекомендовать их для самостоятельного чтения вне программы, «чтения для души».

3) информационно-коммуникационные технологии также дают возможность прослушивать на уроках литературы музыкальные произведения, в частности, стихи поэтов, положенные на музыку (А.А. Фета, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой и др.), а также композиции, которые являются частью художественного мира произведения, например, Son. №2, op. 2. Largo Appassinato Л. В. Бетховена (при изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»). Музыка усиливает воздействие литературно-художественного произведения на слушателя или читателя, делает знакомство с произведением незабываемым. Кроме того, расширяется кругозор студентов, обучающиеся узнают, что многие стихотворения стали романсами, знакомятся с композиторами и некоторыми музыкальными произведениями.

В заключение хочется отметить, что для совершенствования качества подготовки будущих специалистов следует использовать больше возможностей осуществлять профессионализацию обучения литературе, усиливать практическую направленность обучения, повышать самостоятельность студентов.

Список литературы

1. Байтаев М.Д., Кошимбетова Г.А. Профориентационная деятельность и профессиональное становление личности в системе среднего профессионального образования. // СПО. – 2021. - №11. – С. 3-9.

2. Бекирова А.Р. Теоретические основы формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. // СПО. – 2023. - №2. – С. 3-10.

3. Жученко А.Г. Профессионализация обучающихся и формирование карьерной траектории на этапе профессионального обучения // ПрофОбразование. Международное интернет-издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://проф-обр.рф/blog/2017-01-17-936

4. Ядранский Д.Н. Профессионализация студентов в системе СПО / Д.Н. Ядранский // Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодёжи в региональную общественно-производственную среду: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 05 июня 2017 года / Ответственные за выпуск Л.П. Пачикова, Ф.Т. Хаматнуров. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 90-93. – EDN YSRCSL.
2024