Актуальные вопросы дошкольного образования

Дериземля М.А. Применение технологии утреннего сбора для успешной социализации и развития инициативности дошкольников

Библиографическое описание:
Дериземля М.А. Применение технологии утреннего сбора для успешной социализации и развития инициативности дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, завтрак и т.д., зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольной образовательной организации— это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.

Описание «Круга» как технологии встречается в работах итальянского ученого, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволяет увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в занятии.

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Примерная модель утреннего сбора:

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».

2. «Новости дня»: обмен информацией.

3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

4. Игра по теме периода.

5. Планирование или календарь дел.

Утренний круг длится до 15 минут в младших группах, в средней группе 15-20 минут, в старших группах до 25 минут.

1 этап утреннего круга - приветствие

Каждая группа выбирает себе собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть весёлая песня о друзьях и дружбе, звон колокольчика, звон бубна, дудочка, и т. д.

После «позывного», дети собираются в круг и начинается приветствие или «Минутка вхождения в день». Все дети хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица. Используются пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, комплименты. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресовано приветствие. Это может быть игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, клубок, микрофон.

2 этап утреннего круга – обмен новостями

Это возможность рассказать другим то, «что ещё никто, кроме меня не знает», поделится своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Для детей младшего дошкольного возраста уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими.

Примеры вопросов:

• С кем вы пришли в детский садик?

• Кого вы встретили по дороге в садик?

• Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?

• Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями. Темы могут быть и свободными, и заданными. Например, в понедельник проводятся «Новости выходного дня», «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что просится на язык – домашними событиями, удачами, детскими достижениями. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нём участие, то есть задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; у них обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня слушаем. (Например, сегодня делятся новостями только девочки или только мальчики). У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

• не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);

• не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);

• не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Васи, Маши» недопустимы);

• не запрещаем (запретных тем нет).

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (время года, день недели, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кого больше, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал в активном диалоге.

3 этап – пальчиковая или дыхательная гимнастика

Затем проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика по инициативе детей или педагога.

4 этап – игра по теме периода

Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности: словесные («Доскажи», «Найди рифму», «Я начну, а ты продолжи.» и др.); игры-фантазии (к примеру, «Оживление предметов» в старшей и подготовительной группах может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя); игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).

В старшем дошкольном возрасте игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций, зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения. Дети свободно выражают мимикой и жестами своё видение "расстроенного ёжика", "испуганного зайчика", "гордого петуха".

Игры: "Послушай тишину". Дети 1-2 мин сидят в тишине, затем рассказывают об услышанных звуках. "Я превращаюсь». Придумать окончание к предложению "Я превращаюсь в " (…ветерок и лечу на облачко, и лечу по небу; …в шоколадку и таю на солнышке и пр.).

"Связующая нить". Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок таким образом, чтобы можно было взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствуют, хотят пожелать.

5 этап – планирование или календарь дел.

Этот этап утреннего круга направлен на расширение информации о тематическом проекте (т. е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным героем, показ презентации и т. д). Детям предлагается самим выбрать деятельность: слушать сказку, исследовать, рисовать, играть и выбрать центр активности и т. д. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора (подробнее об этой технологии мы расскажем в следующем разделе нашей методической разработки). Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный. Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключится на образовательную деятельность.

Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе:

- специальные сигналы «внимание», «тишина»;

- обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»);

- игра - считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;

- обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний круг, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых. Хороший утренний круг, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо.

Библиографический список

1. ФГОС ДО: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – Детство-Пресс, 2017 г. – 112 с.

3. 3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет, изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2019 г. – 80 с.

4. 4. Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы / Н.Е. Веракса (и др.) – М.: Мозаика – Синтез, 2020 г.

5. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНАГРАФ», 2015. -184 с.

6. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2017.

7. Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. М.: Издательство «Национальное образование», 2015 г.
2023-10-24 13:24 2023