Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Забродина Н.Т. Система творческих заданий в рамках курса духовно-нравственного воспитания образовательной программы «Истоки» (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.
Перед современной школой, как никогда раньше, встал выстраданный вопрос: как соединить ум с воспитанием души и возрастанием духа. Популярный для современности лозунг: «Бери от жизни все!» ставит новое поколение в жесткую ситуацию духовно-нравственного выбора, а когда смещены ценностные для личности ориентиры, возникают проблемы, которые приводят к разрушению личности.
На этом негативном фоне особенно возрастает роль предметов гуманитарного цикла, которые вводят в образовательное поле отечественной школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской цивилизации.
В этом плане большую помощь педагогам оказывает программа воспитания на социокультурном уровне «Истоки», которая призвана развивать в детях нравственно-духовный стержень, вызвать чувство привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему.
В Звениговской средней общеобразовательной школе № 3 курс духовно-нравственного воспитания по образовательной программе «Истоки» ведется уже не один год.
Учебный курс вводится в младшем звене, но предполагает знакомство и в средних классах.
В 2015 -2016 учебном году я работала по данной программе в 7-Б классе. Тема курса «Слово и образ России»
Основным учебным пособием стала книга Александра Васильевича Камкина «Истоки», 6 класс. Хочется порекомендовать и справочную литературу из серии «Любимая Россия», в которых и учитель, и обучающиеся найдут богатый дополнительный материал.
Данный курс предполагает уроки разных типов: лекция, семинар, беседа, заочное путешествие по историческим местам, турниры на фольклорную тему, просмотр кинофильмов, работа со справочной литературой, посещение памятных мест родного края.
Много интересного хранит в себе земля русская, названная предками Святой Русью.
Это, во-первых, и необъятность пространства, на котором проживают наряду с русскими людьми и другие народы (свыше 160 национальностей).
Во-вторых, рукотворные святыни, обустроенные и почитаемые русскими людьми (старинные города, храмы, монастыри).
В-третьих, люди, прославившие свое отечество и почитаемые из века в век.
Остановлюсь на системе творческих заданий, выполняемых детьми в рамках данного курса.
Мы живем в Республике Марий Эл. Знаем ли мы историю своей малой родины, города, деревни, своей семьи?
Дети получают первое домашнее задание: нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Многие с интересом отнеслись к этой работе. Выполняли работу вместе с родителями. Некоторые работы я даже не смогла оставить в кабинете. Они как реликвия должны храниться в семейном архиве. Порадовало и то, что равнодушных к этому виду деятельности было немного.
Особый интерес вызвала тема «Столица». Совершив заочное путешествие по улицам Москвы, анализируем стихотворение Федора Глинки «Город чудный, город древний». Дети отвечают на вопрос: «Какие самобытные черты столичного града Москвы сумел отразить в своих стихах Федор Глинка?».

Но Москва знаменита не только своими храмами и садами. Люди творят историю страны. Священным делом стала для русского человека защита Москвы от посягательства врагов. Вспоминаем знаменитые лермонтовские слова: «Ребята, не Москва ль за нами, умрем же под Москвой». А дома дети сравнивают картину Николая Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» и стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи». Песню в исполнении Марка Бернеса на музыку Андрея Эшпая слушаем в классе.

Особый разговор идет о православных святых: Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Ксении Блаженной, великих полководцах: Дмитрии Донском, фельдмаршале Михаиле Кутузове, маршале Георгии Жукове. Целесообразнее эту работу провести в форме семинара, на котором каждый из обучающихся рассказывает об одном из знаменитых россиян.
При рассмотрении темы «Рубежи и пределы» обращаемся к учебнику русского языка за 7 класс, где дано много текстов из серии «Мое Отечество». Мы анализируем текст «Байкал» и пишем по нему изложение. Дети получают и индивидуальное задание: растолковать название байкальских ветров (баргузин, сарма) и самого названия озера Байкал (озеро озер). Для этого им придется обратиться к словарям.
У каждого из нас складывается свой образ родины. На последних уроках предлагаю детям на выбор нарисовать или написать сочинение на тему «Моя родина».

 А годичный курс мы завершили посещением Раифского мужского монастыря.
На уроках мы рассказывали, читали, беседовали, анализировали, по-новому смотрели на знакомые вещи, смотрели фильмы, одним словом, старались прикоснуться к своим истокам, чтобы с еще большей гордостью говорить: «Я живу в России!»
Литература
1.Камкин А.В. Истоки.6класс. АСТ 2007 год
2.Красикова Н.Ю., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь в 2 частях
«Слово и образ Отечества» АСТ 2007год
2019