Исследовательская и проектная деятельность

Финк О. Н., Дубровина О. И. Приобщение детей к культуре и истории родного края Белогорья через проектную деятельность в условиях социального приюта

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку, явлениям общественной жизни. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы.
Работа над проектом позволяет:
• использование методов развития познавательной активности и творческого воображения;
• применение в педагогическом процессе при работе с детьми ИКТ, исследовательская и проектная деятельность;
• создание богатой развивающей среды - уголка краеведения
• активное внедрение педагогических технологий: здоровьесберегающих, личностно – ориентированного обучения, проектного обучения, педагогики творческого сотрудничества, игровых технологий;
• использование наглядного материала для более полного раскрытия творческой личности воспитанника.
Всем хорошо известно, самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы –ему помогает педагог, воспитатель.
В нашем учреждении реализуются проекты:
«Растительный мир Белогорья» - проект, реализованный в рамках тематической недели «Осень в гости к нам пришла».
Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о растениях как живых организмах и ответственности человека за ее сохранение.
Задачи проекта:
- обогащать представления детей о природе родного края, о многообразии растительного мира, о взаимодействии человека и природы;
- развивать познавательный интерес детей к растениям, желание активно изучать растительный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения;
- поддерживать проявления избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов;
- развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой растительного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе, любовь к родному Белогорью.
Предварительная работа:
- Сбор информации о растениях Белогорья;
- Подборка иллюстраций и фотографий растений;
- Подбор художественной литературы о растениях;
- Подбор загадок, пословиц и поговорок, народных примет.
Планируемый результат: сформированность у детей представлений о растениях как живых организмах, о многообразии растительного мира Белгородчины и бережного отношения к природе, получение следующих продуктов проекта: - мини-энциклопедии «Растения Белгородской области», - газеты «Береги природу!»;
- гербария.
«Красная книга Белгородской области» - проект, реализуемый в рамках тематической недели «Времена года. Весна пришла».
Цель проекта: знакомство с Красной книгой Белгородской области и ее значением.
Задачи проекта:
- Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
- Дать детям представление о разнообразии природы.
- Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать
охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный
мир.
- Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью
создана Красная книга.
- Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
Подготовительный этап:
- Создание развивающей среды.
- Разработка конспектов.
- Подготовка видеоматериала.
- Подбор дидактических игр.
Основной этап:
Деятельность воспитателей: разработка тематических альбомов, оформление дидактических игр, чтение художественной литературы и др.
Деятельность с детьми: отгадывание загадок, просмотр видеороликов и презентаций, подвижные игры, рисование, аппликация, рассматривание тематических альбомов.
Завершающий этап: изготовление Красной книги Белгородской области.
Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств личности ребенка.
Литература.
1. Белгород // Города России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 39-41. — 559 с
2. Белгород // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3.Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
5. Иванчихин А., Першит В. Белгород: (Очерки по истории города). Белгород, 1957.
2020