Современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку, явлениям общественной жизни. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы. Работа над проектом позволяет: • использование методов развития познавательной активности и творческого воображения; • применение в педагогическом процессе при работе с детьми ИКТ, исследовательская и проектная деятельность; • создание богатой развивающей среды - уголка краеведения • активное внедрение педагогических технологий: здоровьесберегающих, личностно – ориентированного обучения, проектного обучения, педагогики творческого сотрудничества, игровых технологий; • использование наглядного материала для более полного раскрытия творческой личности воспитанника. Всем хорошо известно, самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы –ему помогает педагог, воспитатель. В нашем учреждении реализуются проекты: «Растительный мир Белогорья» - проект, реализованный в рамках тематической недели «Осень в гости к нам пришла». Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о растениях как живых организмах и ответственности человека за ее сохранение. Задачи проекта: - обогащать представления детей о природе родного края, о многообразии растительного мира, о взаимодействии человека и природы; - развивать познавательный интерес детей к растениям, желание активно изучать растительный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения; - поддерживать проявления избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов; - развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; - воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой растительного мира; - воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе, любовь к родному Белогорью. Предварительная работа: - Сбор информации о растениях Белогорья; - Подборка иллюстраций и фотографий растений; - Подбор художественной литературы о растениях; - Подбор загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Планируемый результат: сформированность у детей представлений о растениях как живых организмах, о многообразии растительного мира Белгородчины и бережного отношения к природе, получение следующих продуктов проекта: - мини-энциклопедии «Растения Белгородской области», - газеты «Береги природу!»; - гербария. «Красная книга Белгородской области» - проект, реализуемый в рамках тематической недели «Времена года. Весна пришла». Цель проекта: знакомство с Красной книгой Белгородской области и ее значением. Задачи проекта: - Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. - Дать детям представление о разнообразии природы. - Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир. - Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. - Обогащать словарный запас детей. - Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Подготовительный этап: - Создание развивающей среды. - Разработка конспектов. - Подготовка видеоматериала. - Подбор дидактических игр. Основной этап: Деятельность воспитателей: разработка тематических альбомов, оформление дидактических игр, чтение художественной литературы и др. Деятельность с детьми: отгадывание загадок, просмотр видеороликов и презентаций, подвижные игры, рисование, аппликация, рассматривание тематических альбомов. Завершающий этап: изготовление Красной книги Белгородской области. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств личности ребенка. Литература. 1. Белгород // Города России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 39-41. — 559 с 2. Белгород // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 3.Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с. 4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В.Тишков. – М.: Просвещение, 2010. 5. Иванчихин А., Першит В. Белгород: (Очерки по истории города). Белгород, 1957.