Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Особенности урока математики в коррекционной школе обуславливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами, стоящими перед коррекционной школой.
Успех в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от учета трудностей и особенностей в овладении ими математическими знаниями, а с другой от учета потенциальных возможностей, способностей и психологических особенностей ученика.
На уроках математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных) происходит коррекция познавательной деятельности и личности ученика.
Моя задача не только обеспечить восприятие, осмысление, запоминание знаний, выработку умений и навыков, но и научить применять эти знания при решении трудовых и жизненно практических задач.
Следовательно, на уроке математики решаем общеобразовательные, коррекционные, воспитательные задачи.
Трудности в усвоении учебного материала учащимся школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметом.
В своей практике использую различный занимательный материал: дидактические игры и упражнения, развивающие задания, задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, фокусы, головоломки, игровые моменты.
Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки.
Поэтому использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.
Многообразие занимательного материала, используемого для обучения математике
1. Дидактические игры и упражнения
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, - дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, придумываю следующие вопросы:
1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
2. Какие коррекционные и воспитательные цели преследуются в процессе игры?
3. Посильна ли она для учащихся того или иного класса?
4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
5. Подведение итогов игры.
Подбор дидактических игр для обучения детей с у/о провожу в соответствии с программными требованиями. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, заранее подбираю дидактические игры. При выборе игр учитываю, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало образовательной цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.
Игры и занимательные упражнения при изучении нумерации чисел.
Основная задача при изучении нумерации чисел состоит в том, чтобы научить учащихся считать в прямом и обратном порядке. Учащиеся должны знать место числа в числовом натуральном ряду, уметь сравнивать числа по величине, уметь обозначать количества цифрами. Много внимания на этом этапе уделяется изучению десятичного состава чисел и поместного значения цифры в числе.
Кто знает, пусть дальше считает
Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).
Какие числа пропущены?
Дается ряд чисел: 47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62.
Какие числа пропущены?
Игры и занимательные упражнения при изучении арифметических действий.
Содержание игр, описанных в этом разделе, способствует закреплению умений и навыков при выполнении четырех арифметических действий.
Маленькие покупки
Материал игры: у учителя различные предметы или картинки с изображением предметов – ручки, перья, карандаши и т.д.; у учащихся таблички с числами от 1 до 20.
Содержание игры: Учитель говорит: «Один карандаш стоит 2 копейки». Затем показывает сначала один карандаш, потом несколько карандашей или картинки с их изображением и просит выбрать соответствующую табличку. Ученики выбирают и показывают таблички с ответами.
Игры и занимательные упражнения на коррекцию внимания и развитие геометрических представлений.
Назови предмет
Назовите предметы, которые по форме напоминают круг. Первый ученик называет, остальные добавляют. Например, ученик последним предметом назвал дно стакана. Учитель говорит: «Дно стакана – раз, дно стакана – два, дно стакана - …» Если не найдется ещё ученик, который назвал бы предмет, по форме напоминающий круг, учитель произносит: «Три!» Победителем считается то, кто последним назвал предмет.
Дидактические игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления
Назови время года
Материал игры: карточки с названием времени года.
Учитель показывает карточку с названием времени года. Ученик должен назвать время года, следующее за данным.
2. Виды развивающих заданий, нацеленных на формирование различных приемов умственных действий
Задания на развитие познавательной активности
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.
Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.
1. Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
2. Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
3. Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
4. Один хомяк запасает на зиму 800г зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
5. Розовый скворец съедает 200 г саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
Задания на развитие внимания
Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
Задачи на коррекцию и развитие памяти
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной коррекционной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
Задания на коррекцию и развитие мышления
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
Задания на развитие воображения
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
Задания на смекалку
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
Задачи на сообразительность
1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
5. Что легче 1 кг. ваты или 1 кг. гвоздей?
Задания на нахождение альтернативных вариантов
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
Задания на использование анализа
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
Задания на нахождение или выбор удобного способа действия
Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.
Задания на умение классифицировать
Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.
Задания на умение сравнивать
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:
1) Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
2) Выделение основания для сравнения.
3) Выявление сходства по данным признакам.
4) Выявление различия.
5) Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.
Задания на умение обобщать
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.
Задания на установление взаимосвязей и соответствий
Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.
Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования
Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.
3. Загадки на занятиях по математике
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление.
Практика показывает, что применение загадок дает положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагированные), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того, насколько они характерны для данного объекта.
Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(стрелки часов)
В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотношения между мерами времени служат основными признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы загадать её друзьям или родителям, подчас не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.
Основные соотношения между мерами времени очень своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают, как большую загадку, в которой по количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по четыре крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, а другая черная».
Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему надо помочь установить, что и где искать, выявить все остальные признаки, предположить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки.
Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(шесть)
4. Задачи в стихах
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
- Два, но дедушке дадим,
И останется … (один)
5. Математические сказки
Сказки любят все, но особенно – дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены следующие сказки.
Сказка «Знаки >, < и =.»
В городке чисел было раннее утро. Числа мирно спали в своих домиках. С первыми лучами солнца тишину нарушило петушиное пение. Большой красивый петух сидел на заборе и важно хлопал крыльями. Со всех уголков городка стали собираться числа, чтобы посмотреть на этого красавца. Петух увидел восхищенные взгляды и ещё больше заважничал. Каждое число непременно хотело подружиться с ним. Никто в городе не знал, что внешняя красота не всегда говорит о красоте душевной. И петух этим пользовался – дружил только с теми, кто больше, сильнее. Например, идет он с числом 3, на пути ему встречается число 2 или 1, он обязательно его клюнет. Но стоит ему встретить число, которое больше 3, он тут же перебегает к нему, а 3 клюёт. И так постоянно. Обиделись числа на петуха и выгнали его из своего города. Но с тех пор знаки сравнения стали очень похожи на петушиный клюв. Он направлен своим острым концом всегда на меньшее число, как будто хочет его клюнуть. (На доске записаны пары чисел, дети ставят нужный знак).
А как вы думаете, что сделал бы петух в этом случае? Поставьте петушиный знак!
5 5?
Он бегал бы от одного числа к другому (учитель ставит знак равенства) и никак не мог решить, какое из чисел больше. Теперь, ребята, вы никогда не ошибетесь в сравнении чисел.
Сказка о нуле.
1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством арифметики прошла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, вычитание, умножение, Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню.
3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил приказание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
4. Солнце ещё больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее из большего; у кого ответ получился меньше, тот получил больше воды. И снова число стоящее с Нулем в паре, оказалось в проигрыше и было расстроено.
5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножаться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делятся на Нуль.
7. Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала приписывать нуль рядом с числом, которое увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку, как задание с пропусками.
Хочется отметить, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствует развитию мышления.
Заключение
Работая над темой «Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной работе по математике», я достигла следующих результатов в своей работе.
За текущий период обучения учащихся получили следующие знания, умения и навыки:
- умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
- знания и навыки в производстве четырех арифметических действий с отвлеченными и именованными числами;
- знания метрической системы мер, мер времени и умение пользоваться этими мерами;
- элементарные сведения о простых и десятичных дробях и умение производить сложение и вычитание дробей;
- элементарные навыки черчения и знакомство с простейшими геометрическими фигурами и телами на уроках наглядной геометрии;
- умение решать несложные арифметические задачи (на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; на нахождение суммы или остатка; на умножение; на деление по содержанию или на равные части; на цену, количество, стоимость; на движение (в том числе встречное), на нахождение периметра и площади и др.)
У ребят повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствовало возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.
Игровые моменты на уроках – разрядка для нервной системы.
Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.