Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Луковникова Ю.А. Перспективно-опережающее обучение на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


В данной статье описан и представлен опыт работы с УМК «Spotlight» для 7-х и 8-х классов, основанный на технологии перспективно-опережающего обучения, направленного на эффективность организации и управления учебным процессом. На базе этого УМК автором создана серия упражнений с лексико-грамматическими трансформациями, с целью формирования коммуникативных компетентностей через развитие универсальных учебных действий у обучающихся. Предложенные задания соответствуют формату экзаменов ОГЭ и ЕГЭ, что снимает определённые трудности у обучающихся на этапе подготовки к экзаменам в выпускных классах.
ОГЭ - форма государственной итоговой аттестацией для выпускников 9-х классов общеобразовательных школ - на данный момент является важным инструментом для оценки уровня языковой подготовки по иностранному языку согласно требованиям ФГОС. На данный момент министр просвещения России, Ольга Васильева, сообщает, что 2022 года иностранный язык станет обязательным предметом единого госэкзамена. А с 2020 года в штатном режиме пойдёт по нескольким регионам, как пилотный проект. Чтобы избежать процесса «натаскивания на экзамен», подготовку к нему лучше начинать с 7 класса, используя перспективно-опережающее обучение. Данная технология была впервые предложена Софьей Николаевной Лысенковой и предусматривает использование опорных схем и комментирование. Таки образом, чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы в 9м классе, надо опережать их введение в учебный процесс с 7 класса. Усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Необходимо активно формировать и развивать умения, составляющие иноязычную коммуникативную компетенцию, через систему тренировочных упражнений, позволяющих систематизировать имеющиеся знания, освоить новый лексико-грамматический материал и существенно расширить словарный запас.
К сожалению, как показывает практика, слабым местом девятиклассников является задание раздела 3, связанное с лексико-грамматическими трансформациями. Это задание, в котором обучающемуся необходимо прочитать текст и преобразовать слово, напечатанное заглавными буквами в скобках так, чтобы оно грамматически и лексически соответствовало содержанию текста.
Таким образом, возникла необходимость создания системы методических рекомендаций для преподавателей английского языка по работе с аспектами речевой деятельности, а также создание серии упражнений для снятия трудностей у обучающихся при подготовке к сдаче экзамена. Разработанное автором статьи методическое пособие позволяет преподавателю сформировать у обучающихся навыки, необходимые для успешного выполнения раздела 3 (задания по грамматике и лексике) ОГЭ.
За основу взяты УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных организаций. / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2012.
В разделе 3 «Грамматика и лексика» проверяются умения применять знание грамматического и лексического материала в работе с иноязычными текстами. Структура и содержание данного раздела предполагает задания на формообразование (В18 – В26) и словообразование (В27 – В32).
Подготовка к выполнению заданий данного раздела предусматривает, прежде всего, чёткое понимание структуры и характера этих заданий. Очень важно обобщить и систематизировать знания обучающихся по системе времён английского языка. Обучающиеся должны продемонстрировать владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы слова в связном тексте.
Для подготовки к выполнению заданий по грамматике и лексике придётся выполнить огромное количество тренировочных упражнений. Важно структурировать все грамматические явления английского языка.
Методическую помощь преподавателю при подготовке обучающихся к ОГЭ могут оказать материалы, размещенные на сайте ФИПИ (http://www. fipi. ru):
- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для основного государственного экзамена по иностранному языку в 9-м классе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;
- различные методические семинары, с участием председателей предметных комиссий с разбором типичных ошибок, допущенных на экзамене.
С обучающимися рекомендуется вначале пошагово разобрать алгоритм выполнения данного вида заданий. Целесообразно подробно анализировать выполненные ими задания на предмет успешности выполнения или наличия допущенных ими ошибок.
Разработанные упражнения используются в рамках уроков английского языка параллельно с основным учебником, помогая каждому суворовцу выбрать оптимальные для него стратегии для достижения хороших результатов.
По нашим наблюдениям у обучающихся произошел существенный сдвиг в определении нужной части речи в рамках заданного контекста. Расширение словарного запаса у суворовцев способствует снятию трудностей при чтении текстов повышенной сложности. Комментируя свои ответы, обучающиеся развивают логичность и доказательность своих суждений.

Библиографический список

1.       УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных организаций. / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2012.
2.       Кособреева О. А. Формирование УУД на уроках иностранного языка.
3.       http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/tekhnologiia-s-n-lysenkovoi-perspektivno-operezhaiushchee-obuchenie-s-ispolzovaniem-opornykh-skhem.html Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем. // Картавцева Елена Олеговна
4.       http://www.fipi.ru/ - Нормативно-правовые документы
2019