Исследовательская и проектная деятельность

Лапина М.А., Шведова М.А. Период адаптации — приемы и методы облегчения протекания

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Современное общество не стоит на месте. Оно развивается во всевозможных сферах. Поэтому современные родители также стараются успеть везде и всюду. Молодым мамам не хочется отставать от своих коллег и они определяют своих детей в детский садик, чтобы продолжать работать и тем самым увеличивать доход семьи и обеспечивать себе карьерный рост.
Совсем еще кроха начинает самостоятельные первые шаги своей жизни, поступая в младшую группу дошкольного учреждения. И тут появляются трудности, которых не ждали, так как в этот момент остро встает проблема адаптации ребенка в незнакомом ему коллективе, с пока еще чужими для него людьми. В этом случае взрослым необходимо помнить, что адаптация – это умение человека, даже если он еще совсем маленький, приспосабливаться к изменениям в своей жизни без вреда для физического и психического здоровья организма, а поступление в детский сад – это, несомненно,изменения, при которых появляются и новое, еще неизведанное, пространство, и новые отношения,и новое окружение: сверстники, воспитатели, их помощники, музыкальный руководитель и другие участники воспитательного процесса. Сама адаптация требует энергетических затрат не только со стороны родителей, но и со стороны детей. Очень часто этот момент протекает с напряжением физических и психических сил организма маленького человечка. Для него этот процесс не всегда проходит легко. Есть дети, которые, появившись в группе, плачут с первых дней и их непросто переключить на положительные эмоции. Есть и такие, которые не плачут, с радостью бегут в группу с первого до последнего дня посещения. Но таких детей не очень большое количество. У остальных малышей процесс адаптации протекает совсем не легко.
Конечно, в любом возрасте непросто начинать посещать детский сад, а малышам 2-летнего возраста еще сложнее. Им не объяснишь, куда вдруг исчезла мама, и почему все вокруг незнакомые. Их можно только приласкать, дать чувство защищенности и успокоения. До посещения детского сада у ребенка была своя сложившаяся домашняя жизнь, в которой он был самымсамым для своих домашних. И тут в ней наступают часто резкие перемены изменения:
·          Необходимо все делать по определенному распорядку дня.
·          Родители присутствуют рядом не всегда.
·          Рядом окружают другие дети, с которыми надо общаться, делиться игрушками, и даже о чем-либо договариваться.
·          Появляется необходимость прислушиваться и подчиняться незнакомой до этого тете.
·          Персональное внимание на все время пребывания в детском саду уменьшается.
Это является для маленького человечка одним из самых болезненных факторов. И отсюда появляется первостепенная задача воспитателя–необходимо создать наилучшие условия для того, чтобы ребенок как можно более безболезненно прошел этот период привыкания к новому периоду своей жизни.
Это возможно достичь, применяя следующие советы психологов:
- Постарайтесь создать эмоционально положительную атмосферу в общении с малышом. Крайне важно, чтобы у него была сформирована только установка на посещение детского сада. Проявите с первого момента знакомства с малышом душевное тепло, и тогда тревожность отступит,уступив место душевному спокойствию. Обращайтесь с ним ласково, подержите его на руках, чтобы он почувствовал чувство надежной защиты, что также поможет ему адаптироваться в детском саду.
- Помогите ребенку сформировать чувство уверенности. Для этого нужно познакомить деток друг с другом, а такжес сотрудниками садика, которые будут участвовать в процессе воспитания. Проведите для поступающего ребенка небольшую экскурсию по территории учреждения: по экологическим тропинкам, по сказочному лесу и другим интересным местам, покажите ему, где он будет играть и спать, петь и танцевать.
- Грамотно организуйте игровую деятельность. Так как игровая деятельность помогает формировать положительные эмоции в контакте ребенка с другими детьми и воспитателями. В эти моменты зарождается доверие к воспитателю. Ведь для дальнейшего общения необходимо, чтобы в воспитателе дети увидели доброго, отзывчивого и интересного партнера в игре и в общении. Но такое положительное общение возникает только на основе действий взрослого, которые сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, а также заботой о крохе. Сначала рекомендуется, чтобы первые игры были фронтальными, чтобы ни один из детей не почувствовал себя обделенным вниманием. И обязательно игру нужно выбирать с учетом возрастных особенностей и места ее проведения.
- Заблаговременно начинайте работу с родителями. Ее желательно начинать заранее и не с ребенка, а со взрослыми членами семьи. Эту работу необходимо проводить за несколько месяцев до поступления в детский сад. Расскажите маме и папе, бабушке и тетям о самом периоде адаптации, о возможных трудностях предстоящего процесса и, конечно, разъясните, каким образом, каким приемами и методами возможно облегчение протекания этого периода. Для этого можно использовать родительское собрание, консультации, беседы, анкетирование, тестирование, оформление информационных стендов для родителей. Посоветуйте родителям сочинитьи прочитать малышу небольшие сказки о посещении детского садика, пусть они поиграютс ним «в садик» с игрушками, с другимидетьми на детской площадке, погуляют по дорожкам удетского садика, в который отправиться их ребенок, предложите познакомиться заранее, чтобы малыш смог пообщаться с вами не несколько минут, а немного больше. Постарайтесь соблюдать организационные и режимные моменты, близкие организации детского сада, воспитайте в ребенке навыки самостоятельности.
И тогда процесс адаптации, так пугающий родителей, пройдет менее болезненно для малыша.
Признаками законченной адаптации можно считать то, что ребенок кушает с аппетитом, быстро засыпает и спокойно просыпается, в доброжелательном тоне общается со другими малышами группы, не плачет, когда мама или бабушка передают его воспитателю и спокойно выполняет просьбы старших, реагирует на предложения взрослых вполне адекватно. Тревожность ребенка при соблюдении этих прописных истин должна сойти на нет. Он перестает бояться новое кружение. Помните! Только от нас зависит, чем мы наполним растущий сосуд души: лаской и заботой, или тревожностью.

Список использованной литературы

1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - №2-С.58-60
2. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги/Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С.57-61
3. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] /Обруч // Т. Доронова. - 2006. - №5. - С.32-34

2018-12-07 16:03 2018