Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Сафронова С.Е. Здоровьесберегающие технологии как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf

1.Обоснование актуальности:
Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными данными исследований.
Ребенок -это живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый.
Многие годы ребенок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Сегодня одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
2. Научная новизна(значимость) исследования связана с
- использованием здоровьесберегающих технологий на каждом уроке
- привлечением родителей к обучению детей здоровому образу жизни на своем собственном примере;
- создания группы ( учитель, родители, дети) по ЗОЖ для совместного бега, выполнений комплекса упражнений, закаливания, бесед по ЗОЖ и т.д.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в других классах и школах, а также в качестве пособия на уроках физической культуры, окружающего мира и ОБЖ для укрепления здоровья школьника и его успешной учебы.

3. Цель исследования – показать приоритет здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

Задачи:
1.        Изучить и проанализировать применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
2.        Разработать и систематизировать мероприятия для детей и их родителей, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений за период обучения в школе.
3.        Формировать у школьников и их родителей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
4.        Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
5.        Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
4.Основное вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучает учитель:
1.       Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2.       Физкультминутки на уроках.
3.       Дыхательная гимнастика.
4.       Смена деятельности. Игровые моменты на уроке.
5.       Эмоциональных настрой детей.
6.       Подвижные игры на переменах.
7.       Опорные схемы С.Н.Лысенковой.
8.       Зарядка на свежем воздухе до занятий.
9.       Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
10.   Роль, пример семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни - создание группы из родителей, детей, учителя по ЗОЖ.
11.   Участие в здоровьесберегающей деятельности во внеурочное время (классные часы, праздники, родительские собрания, походы и т.д.)
5.Ожидаемые результаты
1.       Сохранение высокой работоспособности, исключение переутомляемости учащихся, а следовательно и повышение роста качественной успеваемости.
2.       Повышение двигательной активности обучающихся.
3.       Дети- более организованные, улучшение психологического климата в детском коллективе, уменьшение или исключение конфликтных ситуаций между детьми.
4.       Увеличение семей, занимающихся здоровым образом жизни.
5.       Сокращение заболеваний и количества пропусков по болезни.
6.       Повышение ответственности родителей и детей к своему здоровью и здоровью окружающих.

2019