НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Махова Ю.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


«…Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям…» А. В. Запорожец
Проблема эмоционального развития ребенка относится к категории междисциплинарных и находится на стыке психологии и педагогики. В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Социально-эмоциональное развитие – это одно из четырёх направлений развития, наряду с физическим, интеллектуальным и духовным. К нему относится умение справляться со своими эмоциями, чувствами, эффективное общение, отношения с самим собой, с близким человеком, с друзьями, с семьёй, с обществом. Эмоциональное развитие следует рассматривать и как умение управлять своими эмоциями, и как умение высвобождать их. Социально-эмоциональное развитие ещё называют развитием сердца (в отличие от развития тела, разума и духа).
Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины. Средства выражения эмоций по своей природе коммуникативны, культурно обусловлены, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Важно понимать, что дети проявляют особую эмоциональную чувствительность к воздействиям взрослого и его отношению к ним как к личности.
Эмоциональные нарушения обусловлены двумя группами причин: конституциональными (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов) и особенностями взаимодействия ребенка с социальным окружением (опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой группой – семьей).
Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что накопление ребенком положительно-направленного эмоционального опыта в дошкольные годы обеспечивает основу для позитивной самореализации личности. В период детства происходит освоение важнейших компонентов социального опыта: познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного.
Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций, развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.
В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе. Ребёнок выделяет себя в мире вещей и других людей. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Я — концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими, ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Старший дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для развития у дошкольников эмоционально-перцептивной способности, что обусловливает актуальность поиска педагогических способов ее развития в совместной образовательной деятельности педагога с детьми в направлении расширения сферы осознания дошкольниками собственных эмоций и опыта распознавания эмоциональных состояний других людей, освоения детьми словесных обозначений эмоций и углубления понимания причин их возникновения.
Основополагающим содержанием социально-эмоционального развития дошкольников является формирование мотива сотрудничества дошкольника с взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для сотрудничества с другими людьми.

Библиографический список

1.       Бабаева Т. И. Условия социально-эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: материалы международного семинара. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 154 с.1

2.       Карелина И. О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 1–2 (38–39). – С. 104–109.
mahova_uv@mail.ru, +7-963-770-90-15
2018