В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему. Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками: - ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства; - принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами; - использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы; - реализация средового подхода в воспитании и социализации детей. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся - опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: - Диагностирование - Целеполагание - Проектирование - Конструирование - Организационно - деятельностный компонент - Контрольно - управленческий компонент Содержанием воспитательных технологий являются: - Научно обоснованные социализированные требования - Передача социального опыта - Постановка цели и анализ сложившейся ситуации - Социализированная оценка ученика - Организация творческого дела - Создание ситуации успеха Инновационные воспитательные технологии 1.Технология «Тренинг общения» Тренинг общения - форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях). 2.Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Постулаты КТД: - коллективное творчество; - единое дело и добровольное участие в нём; - свобода выбора форм деятельности; - содружество взрослых и детей; - развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: - идея включения детей в улучшение окружающего мира; - идея соучастия детей в воспитательном процессе; - коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей; - комплексный подход к воспитанию; - личностный подход, одобрение социального роста детей Направленность КТД - стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Структурная схема КТД: - Совместное решение о проведении дела; - Коллективное планирование; - Коллективная подготовка; - Проведение дела; - Коллективный анализ; - Результат. 3.Шоу-технологии Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. 4.Технология « Ток-шоу» Достоинства: - обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; - аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; - ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; - в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. - особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является, и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу. 5.Технология «Групповая проблемная работа» Групповой проблемной работой С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными. 6.Диалоговые технологии «Дебаты» Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах. Условия игры: Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает) Обязательно наличие «спикера» в каждой команде Суть - убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше Структура: Определение темы (в виде утверждения), целей - «Хорошо живётся на свете эгоисту», «Счастье - иметь всё необходимое для интересной жизни» Формирование команд Работа с информацией по теме («мозговой штурм», поиск информации, составление вопросов) Подготовка команд Критерии оценки Анализ и оценка выступлений команд «Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов.«Коммуникативное письмо» Незаконченное предложение «У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…» Закончи предложение: «Если я знаю, что поступил неправильно, то…» «Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…» «Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…» «Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…» «Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения. Обязательные условия: Закрепление эксперта (пишет) Назначение «кукушки» (засекает) Ограничение времени (10 - 15 минут) 7.Технология «Арт-педагогика» Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все вышеперечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Положительные результаты: • создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; • обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями; • оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком. 8.Технология «Коллаж» Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета. Тема коллажа: «Чему радовались и чему огорчались» Цель: Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни. Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей. Работа в группах. Педагог наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю - помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера). Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление - не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса. Литература. 1.Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС [Электронный ресурс] // Источник: http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc 2.Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС» 3.С.М.Курмангалиева. Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников. 4.Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65 5.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38