Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Субханкулова Ф.Ш. Конспект урока литературного чтения на тему «С.А. Есенин «Черёмуха»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf

Метапредметные результаты:
Регулятивные: планировать свои действия, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение; самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы; умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки, раздаточный материал (карточки для работы по группам)

Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Речевая разминка.
Рано утром от мороза
На заре звенят березы (дети читают вслух хором).
-Для чего мы проводим речевую разминку?
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А.А. Блока.
Вывод.
4. Изучение нового материала.
Сегодня продолжаем изучать творчество поэтов начала 20 века. Имя поэта одного из известных и любимых не только в нашей стране вы узнаете, послушав строчки из его стихотворения:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
Да, сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. Познакомимся с его стихотворением под названием «Черёмуха».
Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.
Какие стихи С. Есенина мы уже читали?
Сегодня познакомимся с новым стихотворением. А как оно называется, вам подскажет загадка.
«Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Черемуха)
«Черемуха» - так и называется новое стихотворение С. Есенина.
Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
5. Фронтальный опрос.
-Кто из вас видел цветущую черемуху? Какая она?
- А теперь, постарайтесь вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое - голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.
- И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
Сейчас внимательно слушаем стихотворение «Черёмуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Включается аудиозапись, дети слушают стихотворение в исполнении актера).
6. Первичное восприятие стихотворения.
- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой ответ.
- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали это стихотворение?
7. Самостоятельное чтение стихотворения (работа в парах).
- Найдите слова, которые вам не понятны.
Словарная работа.
Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
-Какие образы хотел передать автор в стихотворении?
-Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
8. Работа по теме урока. Чтение стихотворения вслух. (по строфам)
Фронтальный опрос.
- Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение?
- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?
- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?
- Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении.
- Чем привлекла внимание поэта черемуха?
Словесное рисование.
– На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
9. Физкультминутка.
10. Анализ стихотворения «Черемуха».
- Сейчас мы будем читать стихотворение по четверостишиям (строфам) и постараемся определить литературные приёмы выразительности, которыми пользуется автор.
11.Творческая работа (работа в группах)
- На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?
- Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились?
- Почему? Какой вывод вы можете сделать?
- Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа будет работать со своим стихотворением (текст на листочках). Проверка по группам.
12. Подготовка к выразительному чтению стихотворения
Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по - вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
Работа в группах (отмечаем карандашом паузы, логическое ударение, стрелкой показываем силу голоса).
13. Конкурс чтецов.
Мы сегодня много говорили о красоте черемухи. Только ли она красива?
Она еще и полезна.
14. Рефлексия.
Итак, в начале урока мы ставили цели и задачи. Достигли их?
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- С какой же целью автор написал это стихотворение?
- Какова тема его с вашей точки зрения?
- Нужны ли будут знания, полученные на уроке в вашей дальнейшей жизни?
- Какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя?
15. Самооценка своих достижений.
16. Домашнее задание (на выбор)
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Выучить стихотворение наизусть.
3. Написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении.
2020