Метапредметные результаты: Регулятивные: планировать свои действия, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение; самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы; умения вычленять описание черемухи в художественном произведении; Коммуникативные: учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке. Образовательные ресурсы: сигнальные карточки, раздаточный материал (карточки для работы по группам)
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Речевая разминка. Рано утром от мороза На заре звенят березы (дети читают вслух хором). -Для чего мы проводим речевую разминку? 3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения А.А. Блока. Вывод. 4. Изучение нового материала. Сегодня продолжаем изучать творчество поэтов начала 20 века. Имя поэта одного из известных и любимых не только в нашей стране вы узнаете, послушав строчки из его стихотворения: Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром... Да, сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. Познакомимся с его стихотворением под названием «Черёмуха». Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом. Какие стихи С. Есенина мы уже читали? Сегодня познакомимся с новым стихотворением. А как оно называется, вам подскажет загадка. «Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна (Черемуха) «Черемуха» - так и называется новое стихотворение С. Есенина. Какие задачи поставим перед собой на уроке? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? 5. Фронтальный опрос. -Кто из вас видел цветущую черемуху? Какая она? - А теперь, постарайтесь вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое - голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. - И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи. Сейчас внимательно слушаем стихотворение «Черёмуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Включается аудиозапись, дети слушают стихотворение в исполнении актера). 6. Первичное восприятие стихотворения. - Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой ответ. - Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали это стихотворение? 7. Самостоятельное чтение стихотворения (работа в парах). - Найдите слова, которые вам не понятны. Словарная работа. Объясните значение выражений: Роса медвяная – ароматная с запахом мёда; Зелень пряная – с острым, ароматным запахом; Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля; Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки; Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон; Вкрадчиво – осторожно, доверительно; Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв) -Какие образы хотел передать автор в стихотворении? -Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение: 8. Работа по теме урока. Чтение стихотворения вслух. (по строфам) Фронтальный опрос. - Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение? - При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении. - Чем привлекла внимание поэта черемуха? Словесное рисование. – На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины) Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. 9. Физкультминутка. 10. Анализ стихотворения «Черемуха». - Сейчас мы будем читать стихотворение по четверостишиям (строфам) и постараемся определить литературные приёмы выразительности, которыми пользуется автор. 11.Творческая работа (работа в группах) - На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие? - Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились? - Почему? Какой вывод вы можете сделать? - Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа будет работать со своим стихотворением (текст на листочках). Проверка по группам. 12. Подготовка к выразительному чтению стихотворения Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье. - Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием) – Какие строки, по - вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу. Работа в группах (отмечаем карандашом паузы, логическое ударение, стрелкой показываем силу голоса). 13. Конкурс чтецов. Мы сегодня много говорили о красоте черемухи. Только ли она красива? Она еще и полезна. 14. Рефлексия. Итак, в начале урока мы ставили цели и задачи. Достигли их? - Что нового узнали на сегодняшнем уроке? - С какой же целью автор написал это стихотворение? - Какова тема его с вашей точки зрения? - Нужны ли будут знания, полученные на уроке в вашей дальнейшей жизни? - Какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя? 15. Самооценка своих достижений. 16. Домашнее задание (на выбор) 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Выучить стихотворение наизусть. 3. Написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении.