В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете, ведь все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Всем известно, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, ведь дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов, что способствует формированию основ экологической культуры и является целью экологического образования. Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде. Экологические игры рассматриваются как одна из форм экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. У ребенка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями. Игровая деятельность широко применяется как на уроках окружающего мира, так и во внеклассной работе. Игры для детей младшего школьного возраста – это проявление естественной формы их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Существуют различные классификации игр, используемых для решения задач экологического образования. Часть игр соотносят с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: 1) обучающие и развивающие, то есть направленные на развитие мыслительных операций. 2) словесные игры; 3) игры по ознакомлению с природой; 4) по формированию познавательной деятельности. Дидактические игры — это игры с правилами. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например, по «портрету» на карточке найди растение в гербарии или в природе. Например, при изучении сезонных изменений в природе в 3 классе можно провести игру «Времена года». Необходим набор картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в разное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь). Каждая команда должна положить предметные картинки на соответствующие изображения времени года. Выигрывает та группа, которая быстрее и точнее справится с заданием. Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, при изучении темы «Природа и рукотворный мир» во 2 классе, можно провести игру «Что произойдет?» или «Экологический пост»: играем во время экскурсий по селу, парку, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические группы, им предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. Каждая группа отчитывается по результатам своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся выбирается жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям: 1. Обоснован ли выбор места для экологического поста? 2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия? 3. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили? Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Например, при изучении темы «Красная книга» или « Возьмем под защиту», провожу игру «Экологический плакат». Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, фольгу, ткани, упаковки из-под лекарств. Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Или еще одна игра «Превратим отходы в доходы».Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме, «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате. Игры-соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д. При изучении темы «Комнатные или дикорастущие растения» в 4 классе можно провести эстафету «Цветы». Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта или комнатные растения, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок — можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал — нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым. При использовании игр на уроках окружающего мира у учащихся эффективнее усваивается новый материал, возникает интерес к уроку. В игре учащиеся ведут себя открыто, свободно проявляют свои эмоции и чувства.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Вопросы психологии: М.: Просвещение, 1993. 2. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991.- 96с. 3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. НШ. 2000. №6 4. Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические игры, викторины, экскурсии, Волгоград, Издательство «Учитель», Автор-составитель В.М. Суворова, 2007