Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сараева А.С. Использование театральной деятельности на уроках английского языка

Библиографическое описание:

Сараева А.С. Использование театральной деятельности на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

В современном мире учителю приходится бороться за интерес ребёнка с красочными компьютерными играми и огромным количеством коротких, смешных видео. Дети избалованы яркими красками, увлекательными сюжетами и играми с неожиданными поворотами. У детей формируются клиповое мышление и сетевая зависимость. Так что же делать?

На своих уроках я часто использую яркие, интересные сайты с заданиями, мы смотрим видео, слушаем аудио с носителями языка, но также великолепным помощником явилась старая, всем нам знакомая театральная деятельность. Казалось бы, чем мы можем удивить современных детей? А на деле оказалось, детям невероятно интересно оживление игрушки, опыт проживания ситуации в качестве того или иного персонажа. Глаза блестят, слова и фразы запоминаются с невероятной скоростью.

Дети – самые любопытные существа на нашей планете. Им мало наблюдать, а надо потрогать и поучаствовать, почувствовать магию театра на себе. Так давайте дадим им возможность очутиться в сказке и поучаствовать в незабываемых приключениях, не покидая стен общеобразовательного учреждения.

Что же можно использовать на уроках английского языка? Как превратить обычный класс в сказочный лес или целую волшебную страну, где исчезнут стеснение и страх, комплексы и неуверенность в себе, где на смену неуверенным детям придут отважные рыцари, прекрасные принцессы и забавные сказочные персонажи?

При подготовке к большому спектаклю дети оказываются вовлечены в огромную, творческую работу. Здесь каждый сможет применить свои навыки. Нужны и художники, и сценаристы, и актёры, и хореографы. У любого ребёнка появляется возможность проявить свой талант. А в процессе подготовки даже самый ленивый выучит две-три фразы и песню.

Театральная деятельность подразумевает не только наличие большого, поставленного на сцене спектакля. Можно использовать её в качестве отдельных элементов при обучении диалогической речи, введении новой лексики, в качестве фонетической зарядки и даже при объяснении грамматики.

Задания из театральной педагогики на уроках английского языка:

· «Куклы». Учитель даёт команду, называя часть тела (“Leg!”, “Arm!”, “Nose!” и т.д.). Ученики изображают кукол, которых за названную часть тела водит кто-то невидимый.

· «Крокодил». Дети по одному выходят к доске и используя только мимику и актёрские способности, показывают то, что изображено на карточках. Эта игра отлично подойдёт при прохождении таких тем, как «Животные», «Профессии» и при повторении неправильных глаголов.

· «Язык жестов». Стихотворения на иностранном языке запомнится быстрее, если в процессе повторения стихотворных строф заменять слова пантомимой.

· «Рифмовки». Обычные упражнения для фонетической отработки звуков могут стать куплетами весёлой песни.

· «Интервью». Работа над вопросительными предложениями станет легче и проще, если на урок принести обычный игрушечный микрофон.

· «Бесконечный разговор». Ученики становятся в ряд. Крайняя пара начинает диалог на английском, затем передают эстафету следующим.

Также я часто использую на уроках джазовые чанты (рифмовки) Кэролайн Грэхем. Они никогда не надоедают детям. В них есть чёткий ритм, повторяющаяся лексика и зажигательная музыка.

Представленная ниже рифмовка помогает проработать грамматическую структуру утвердительных и вопросительных предложений в Present Simple. Учащиеся быстро запоминают вопросительные слова и порядок слов в предложениях разных типов.

Порядок работы с рифмовкой:

· Прослушивание чанта, обсуждение смысла, грамматических структур

· Фонетическая отработка сложных слов из рифмовки

· Прослушивание рифмовки и работа с текстом

· Прослушивание чанта и имитация

Включите стишок, останавливая после каждой строчки. Ученики копируют произношение и интонацию. Если необходимо, можно дважды проговорить весь чант. Затем не останавливайте запись. Пусть дети прочитают вместе с диктором.

· Чтение по ролям без музыки

Разделите детей на пары и попросите прочитать диалог по ролям.

· Разыгрывание по ролям с музыкой

Разделите класс пополам и под музыку проговорите весь чант вместе с детьми, далее дайте детям проработать её самостоятельно.

Banker's Wife's Blues

Where does John live?

He lives near the bank.

Where does_he work?

He works_at the bank.

When does_he work?

He works all day and_he works all night,

at the bank, at the bank, at the great, big bank.

Where does_he study?

He studies_at the bank.

Where does he sleep?

He sleeps_at the bank.

Why does he spend all day, all night,

all day, all night, at the bank, at the bank?

Because he loves his bank more than his wife

and_the loves_his money more than his life.

Уроки с применением театрализации проходят живо, ярко, эмоционально. Ученики с удовольствием погружаются в мир изучаемого языка и просят проводить такие уроки, как можно чаще. На основании своего опыта хочется отметить, что с применением театрализации материал усваивается быстрее и глубже, а также возрастает познавательная активность, повышается сплоченность класса, устанавливаются дружеские взаимоотношения.

Театральная педагогика – прекрасный инструмент мотивирования учеников и активизации их творческих способностей.

Библиографический список

Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку

1. Савина Е.С. Театрализация на уроках английского языка как средство снятия языкового барьера, развития устной речи учащихся и повышения мотивации изучения английского языка. [Электронный ресурс]: http://www.prodlenka.org/ (дата обращения: 11.02.2023)

2. Кропова Ю.Г., Архитекторова А.А. Театральные постановки на английском языке как средство развития коммуникативной компетенции. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/(дата обращения: 25.02.2023)

3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранные языки в школе. – 1987. - №6 – 71 с.

4. Carolyn Graham. Jazz Chants: Rhytms of American English. Oxford Univ Press – 1979 – 80pages
2023