Стремительно меняется время, меняется общество, и меняются отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание – старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. Развитие ребёнка происходит постоянно. Оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль с первых школьных дней. Это предъявляет высокие требования к учителю. Следовательно, воспитание нужно начинать с себя. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. Значит, передо мной, как перед классным руководителем, ставится цель - воспитание и развитие личности, способной самостоятельно действовать с учётом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой успешно выполнять гражданские обязанности. Начиная работать с детьми, я с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи: работать над формированием детского коллектива; раскрывать школьникам общечеловеческие и общегражданские ценности. Анализируя опыт прошлых лет, я поняла, что моя работа по воспитанию детей складывается по определённой системе и даёт хороший результат. Основная идея моей воспитательной системы заключается в формировании у младшего школьника общечеловеческих и гражданских качеств. Она рассчитана на четыре года (1 – 4 классы ( 6,6 – 10 лет)). За основу я взяла два направления: «Общение» и «Гражданин», и считаю, что повышение культуры поведения и общения детей – это моя главная педагогическая задача. Целью моей деятельности в направлении «Общение» является обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только к жизни в школе, но и за её пределами. Поскольку для детей 6,6 – 7 лет (1 класс) очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, я в своей работе стараюсь опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, и активно привлекаю к делам класса родителей. Хочу заметить, что эффективность моей воспитательной работы во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Например, в начале учебного года провожу игру «Давайте познакомимся». Дети, родители и я садимся в круг и начинаем рассказывать друг другу о себе: как зовут, сколько лет, в какой детский сад ходил, или где и кем работаю, о своих интересах и увлечениях, и самое главное, - чего ждём друг от друга. Я говорю детям: «… надеюсь, что вы будете прилежными учениками, будете дружить и помогать друг другу». Родителям говорю, что надеюсь, что они будут помощниками и мне и, самое главное, своим детям. Дети говорят, что в школе получат знания, познакомятся с новыми ребятами и найдут друзей. Родители, в свою очередь, что надеются, что им не придётся краснеть за своих детей, что наш класс будет настоящей дружной семьёй со своими традициями. В ходе этой игры дети стараются наиболее полно раскрыться, узнают что-то новое о ребятах, знакомых уже не первый год. Данная игра является начальным этапом для формирования детского коллектива, культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»; Аналогично этой игре я провожу классный час «Моя семья», в ходе которой дети стараются как можно больше рассказать о своей семье. Но иногда у детей не хватает словарного запаса, чтобы рассказать о том, что хотелось. Поэтому я предлагаю им заранее написать дома мини - сочинение и по желанию нарисовать свою семью. Вот выдержка из сочинения ученика 2 А класса М. Владика. «В нашей семье четыре человека. Это мама с папой, я и моя старшая сестра Кристина. Дома мы стараемся всегда и всё делать вместе. Когда я делаю уроки и в чём-нибудь сомневаюсь, мне всегда кто-нибудь из нашей семьи приходит на помощь. А вечерами мы всей семьёй играем в дартс, или все вместе смотрим телевизор. Наша семья очень дружная. И нам бывает скучно, когда кого-нибудь нет дома». Такие классные часы помогают мне узнать какова сфера материального бытия ребёнка, образ его жизни, традиции и обычаи его семьи. И как в продолжение темы семьи в День Матери я провожу праздник. Готовлю с детьми для мам концерт, а мамы участвуют в конкурсах. Для того, чтобы не уронить мамин авторитет в глазах ребёнка, у нас нет победителя, но есть номинации, например, «Самая лучшая рассказчица сказок», «Самая лучшая исполнительница колыбельной», «Самая лучшая исполнительница танцев» и т.п. Родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Таким образом, я формирую у детей организованность, инициативность, а также желание приносить радость окружающим. Просветительскую работу среди родителей по проблеме общения я провожу постоянно, но во второй четверти обязательно провожу неделю открытых дверей для родителей, где они могут по выбору посетить любой урок в классе и собственными глазами, а не понаслышке, увидеть своего ребёнка на уроке и перемене. Каждой маме хочется знать, с кем и как общается её сын или дочь. Не все, но многие приходят и присутствуют не на одном, а выбирают 2-3. После посещения, если у них возникают вопросы, я даю им индивидуальные консультации. А на родительских собраниях я всегда нахожу только добрые слова для каждого своего ученика и его родителей, они всегда чувствуют мою поддержку. На протяжении четырёх лет обучения я вместе с учениками и их родителями создаю «школьную» семью, в которой все переживают друг за друга. Перед Новым годом у нас коллективная творческая работу, где участвуют все: родители, ученики и я. Мы украшаем к празднику наш класс: дети вырезают снежинки, делают цепи, а мы с родителями развешиваем все эти украшения. В новогоднем утреннике принимают участие все, причём в ролях, как дети, так и их родители. Такая коллективная работы воспитывает у учащихся организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. А когда приходит весна, на деревья под окнами нашего класса мы вывешиваем кормушки для птиц, которые делаем своими руками, а потом следим из окна за тем, как прилетают птицы. В конце учебного года мы вместе с родителями ходим в поход. Я и родители своим отношением к природе показываем, как нужно относиться к окружающему миру, ко всему живому. Таким образом, я провожу экологическое воспитание и прививаю чувство любви к родной природе и всему живому. Для второклассников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. Так как дети немного повзрослели, считаю, что нужно больше проводить бесед о взаимоотношениях в коллективе, и я обязательно провожу классный час «Звёздная страна», где рассматривается проблема межличностных отношений. В конце беседы дети делают вывод, что, выискивая в других только недостатки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, и наоборот. В третьем классе цель воспитательного процесса – формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие – либо различия, поэтому воспитательные мероприятия больше посвящены традициям и обычаям, национальным и религиозным праздникам. Начинаю воспитательную работу в 3 классе с классного часа «Культура мира. Человек среди людей», на котором говорю детям о том, что очень трудно было бы нам находиться в чужой стране, не зная её обычаев, поэтому нужно стараться узнать культуру других народов. Так как в моём классе учатся дети разных национальностей, на данном классном часе я немного знакомлю детей с национальной культурой этих народов, в частности, с национальными узорами, народными костюмами. Перед Новым годом я провожу классный час «Как встречают Новый год в разных странах». Помогают мне в подготовке к данному мероприятию дети, конечно с участием родителей: находят материал и сами рассказывают о традициях других народов. А в конце учебного года я провожу праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», на котором наблюдается результат проделанной работы за год: дети дружны и с удовольствием общаются друг с другом. А вот в четвёртом классе для детей становится важным то, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению нетолерантного поведения у некоторых детей, а значит к конфликту. Для того, чтобы такого не случалось, я провожу с ребятами беседы, помогающие делать коллектив класса более дружным, Например, на классном часе «Конфликт и пути его решения» даю детям понять и стараюсь убедить в том, что человек, который совершил не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что–то сделать, надо подумать о последствиях. Мои наблюдения и наблюдения моих коллег позволяют мне с уверенностью говорить, что мои ученики дружелюбны, редко конфликтуют друг с другом, не стесняются общаться с взрослыми людьми, прекрасно показывают себя на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Я считаю, что работа в выбранных мною направлениях повышает уровень развития нравственных и общегражданских представлений учащихся, оказывает положительное влияние на личностное развитие школьников, на их продвижение в первичной социализации.
Библиографический список
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. 2. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа. – 2008г. № 9. 19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985г.