Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Основные требования нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, – иначе говоря, – формирование умения учиться. Среди результатов освоения основной образовательной программы общего образования названы «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий».
Большие возможности в этом плане открывает технология проектного обучения как личностно – ориентированного обучения, способ организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся в процессе нахождения способа решения проблемы учебного проекта.
Предмет «Музыка» в начальной общеобразовательной школе, как предмет эстетического цикла, располагает большими возможностями для творчества. Музыка – это предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учащегося и личности учителя, где ведущее значение имеет потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации и самосовершенствованию.
Экспериментальная и инновационная образовательная практика демонстрирует образцы использования учебного проектирования по различным предметам, но не уделяет должного внимания этой технологии на уроках эстетического цикла.
Проблема внедрения учебного проектирования на предметах эстетического цикла, в частности на уроках музыки, почти не исследовалась.
Таким образом, актуальность решения этой проблемы для реализации системно – деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС при формировании универсальных учебных действий, проектной и учебной исследовательской деятельности на уроках музыки, в том числе позволяет не только развивать творческий потенциал ребенка, но приступить к формированию ключевых компетенций.
В образовательном пространстве пока не достаточно полно рассмотрены основы технологии проектного обучения, применяемого на уроках музыки в начальной общеобразовательной школе для творческой самореализации личности обучающихся.
На протяжении вот уже нескольких лет трудно представить педагогическую деятельность без творческих проектов учащихся.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, мы и применяем в своей работе технологию проектного обучения.
В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся.
Проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов.
Основной целью работы с учащимися мы видим в развитии креативности, в создании не стандартных уроков (урок – концерт, урок – игра, урок – конкурс, урок – путешествие, творческая гостиная, музыкальный салон), в ходе которых, реализуется много интересных проектов.
Перед собой учитель всегда ставит задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Музыка – это особенный предмет, предмет искусства, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности.
Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми, мы видим, что учащимся интересно то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому исследовательская деятельность открывает обучающимся новые возможности творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации.
Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.
Проектная деятельность в своем развитии проходит ряд качественных этапов, обусловленных своеобразием возрастного развития учащихся (младший, средний, старший школьный возраст) и требующих особых средств ее освоения, соответствующих генезису ведущей деятельности и новообразованиям личности как основным линиям психического развития.
Рассмотрим психофизиологическое развитие ребёнка в возрасте 9 -10 лет.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия;
2. интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия. У детей в возрасте 9 - 10 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.
Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
9-10 лет – это период умственного развития – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат.
На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти, всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Исходя из психофизиологических особенностей ребенка 9 -10 лет новообразования школьника в этот период его развития способствуют использованию проектной деятельности на уроках.
Если учитывать, что обучение проектной деятельности начинается с младшего школьного возраста, то для создания проектной деятельности в 4– ом классе ученик обладает следующими умениями:
- проблематизация – умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
- целеполагание – умение формулировать цель деятельности;
- планирование – умение формулировать задачи, определять этапы, исполнителей проекта;
- анализ результатов и рефлексия – умение анализировать результат проекта;
- презентация и защита – умение представлять результаты выполненного проекта
В рамках проектной работы на уроках музыки обучающиеся четвертого класса сами формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяли актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые результаты. За период проектной работы ребята выполняют ряд творческих заданий:
- выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в презентации;
- подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;
- написать сочинение по прослушанному произведению;
- проанализировать музыкальные произведения;
- подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации.
В современных условиях гуманистической философии образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Проектная деятельность хорошо "накладывается" на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения проектного обучения в практику преподавания музыки:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом в рамках уроков музыки важно соблюсти несколько условий:
1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет, лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Проектная деятельность позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В преподавании музыки проектная деятельность может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно – исследовательскую деятельность.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
- во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
- во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
- в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.
Проектная деятельность предполагает разнообразие форм организации и тематику. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)
- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
По продолжительности проекта:
- краткосрочные(2-6ч.)
- средней продолжительности(12-15ч.)
- долгосрочные
По результатам:
- доклад, альбом
- афиша
- видеофильм
- мюзикл
Таким образом, уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, способствуют формированию синестетического восприятия произведений искусства. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся.
Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.
Важнейшей задачей обучения музыке является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Один из способов решения этой проблемы – использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.
Приоритетным в проектной технологии является процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.
Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Изд-во Просвещение, 2017 – 151с.
2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015 - 104 с.
3. Бреднева, H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта [Текст] / H.A. Бреднева // Педагогические науки. - 2018. – № 4 – С. 109-112.
4. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2017. - №6 - С. 49-52.
5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]: учеб. пособие / А.В. Бычков - М.: Изд-во Просвещение, 2013 - 304 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Изд-во АСТ, 2015 - 671с.
7. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 2016. - №6 - С. 34-36.
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во Педагогика, 2016 - 240 с.
9. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: учеб. пособие / Дж. Дьюи. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 2014 – 384 с.