Актуальные вопросы начального общего образования

Осипова Ж.С. Открытый урок математики в 4 классе на тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Библиографическое описание:
Осипова Ж.С. Открытый урок математики в 4 классе на тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Цель: отрабатывать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- Выполнять письменное деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями с остатком и без остатка;

- Решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- определять вероятные способы устного (письменного) деления на числа, оканчивающиеся нулями и обосновывать своё мнение;

- определять значение выражения (целое или с остатком) и обосновывать свое мнение;

- определять зависимость результата от делимого, обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при выполнении ситуативного задания.

Оборудование: учебник Моро М. И. (2 ч.), тестовые задания, презентация Power Point к уроку, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап

- Поприветствуйте наших гостей.

- Итак, начинаем урок математики. Девиз нашего урока:

«В математику тропинки одолеем без запинки!»

- А чтобы преодолеть все тропинки, сегодня на уроке нам предстоит совершить восхождение по лестнице успеха.



- Посмотрим, какие ступеньки нам нужно сегодня преодолеть.

II. Создание ситуации успеха

1) первая ступенька «Математический диктант»

1. Найдите частное чисел 350 и 7.

2. Чему равно уменьшаемое, если разность 200, а вычитаемое 20?

3. Чему равна 1/3 часть числа 900?

4. Увеличьте 24 в 100 раз.

5. Чему равна сумма чисел 750 и 250?

6. Первый множитель 70, второй 7. Чему равно произведение?

7. Во сколько раз 15 меньше 60?

8. Сколько недель в 35 днях.

9. Велосипедист за 2 часа проехал 30км. С какой скоростью он ехал?

10. Уменьшите 2000 в 100 раз.

11. Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько времени в среднем идёт на решение одного примера?

Проверка - 50, 220, 300, 2400, 1000, 490, 4, 5, 15 км/ч, 20, 4.

III. Устный счет

- 2) вторая ступенька лестницы «К вершине знаний». (Устный счет)

(Три ученика работают индивидуально с карточками)

IV «Игра «Верно – неверно»

- На слайде пример. Учитель к нему называет ответ. Дети с помощью сигнальных карточек (зеленых и красных) показывают, верный ответ к примеру или нет. Если верный, то поднимают зеленую карточку, если неверный, то красную. И называют правильный ответ.

V. Изучение нового материала

1. Определение темы урока (Ступенька «Определи тему урока»)

- Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы.

500 * 6: 100

Е

4000 * 3: 100

Н

320: 40 * 1000

Е

950 – 720 + 42

Д

140: 70 * 2000

И

50 * 40: 1000

Е

(270 – 50) * 10

Л

272 30 2200 8000 120 4000 2

У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу.

-Сформулируйте цель урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)

VI Физминутка с музыкальным сопровождением

2. Алгоритм деления

- Следующая ступенька к успеху называется «Вспомни алгоритм деления

Алгоритм деления

3. Работа по учебнику (стр. 31, № 114)

- Опираясь на алгоритм, объясните, как выполнено деление.

3. Приём письменного деления

- А теперь переходим к следующей ступеньке нашего путешествия «Примени».

- Как вы думаете, что мы будем применять?

- Правильно, мы будем применять наш алгоритм для решения примеров.

- Решите примеры самостоятельно, применив алгоритм.

3560 : 40 =

6840 : 90 =

5640 : 60 =

(Объясняют, как решили, все проверяют)

- Сейчас переходим к следующей ступеньке нашей лестницы «Найди ошибки».

96000: 100 = 960

12500: 10 = 125

95000: 1000 = 950

VI. Решение задач на движение (с использованием алгоритма деления на круглые числа)

VII. Игра в паре «Кто быстрее» на карточках. Взаимопроверка и оценивание работ

1 вариант

2 вариант

480 : 60 =

480 : 80 =

720 : 90 =

720 : 80 =

240 : 80 =

240 : 30 =

630 : 70 =

630 : 90 =

540 : 90 =

540 : 60 =

320 : 80 =

320 : 40 =

4000 : 50 =

2000 : 50 =

18000 : 300 =

18000 : 600 =

VII. Тестирование

- Мы подошли к последней ступеньке, чтобы проверить, как вы усвоили полученные знания. Ступенька «Тестирование»

VIII. Итог урока

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия

Библиографический список

1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1–4 классы [Текст] / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.

3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. — 2009. – № 7.

4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

5. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
2023