Библиографическое описание:
Осипова Ж.С. Открытый урок математики в 4 классе на тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Цель: отрабатывать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- Выполнять письменное деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями с остатком и без остатка;
- Решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- определять вероятные способы устного (письменного) деления на числа, оканчивающиеся нулями и обосновывать своё мнение;
- определять значение выражения (целое или с остатком) и обосновывать свое мнение;
- определять зависимость результата от делимого, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- осознание собственных достижений при выполнении ситуативного задания.
Оборудование: учебник Моро М. И. (2 ч.), тестовые задания, презентация Power Point к уроку, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный этап
- Поприветствуйте наших гостей.
- Итак, начинаем урок математики. Девиз нашего урока:
«В математику тропинки одолеем без запинки!»
- А чтобы преодолеть все тропинки, сегодня на уроке нам предстоит совершить восхождение по лестнице успеха.
- Посмотрим, какие ступеньки нам нужно сегодня преодолеть.
II. Создание ситуации успеха
1) первая ступенька «Математический диктант»
1. Найдите частное чисел 350 и 7.
2. Чему равно уменьшаемое, если разность 200, а вычитаемое 20?
3. Чему равна 1/3 часть числа 900?
4. Увеличьте 24 в 100 раз.
5. Чему равна сумма чисел 750 и 250?
6. Первый множитель 70, второй 7. Чему равно произведение?
7. Во сколько раз 15 меньше 60?
8. Сколько недель в 35 днях.
9. Велосипедист за 2 часа проехал 30км. С какой скоростью он ехал?
10. Уменьшите 2000 в 100 раз.
11. Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько времени в среднем идёт на решение одного примера?
Проверка - 50, 220, 300, 2400, 1000, 490, 4, 5, 15 км/ч, 20, 4.
III. Устный счет
- 2) вторая ступенька лестницы «К вершине знаний». (Устный счет)
(Три ученика работают индивидуально с карточками)
IV «Игра «Верно – неверно»
- На слайде пример. Учитель к нему называет ответ. Дети с помощью сигнальных карточек (зеленых и красных) показывают, верный ответ к примеру или нет. Если верный, то поднимают зеленую карточку, если неверный, то красную. И называют правильный ответ.
V. Изучение нового материала
1. Определение темы урока (Ступенька «Определи тему урока»)
- Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы.
500 * 6: 100
Е
4000 * 3: 100
Н
320: 40 * 1000
Е
950 – 720 + 42
Д
140: 70 * 2000
И
50 * 40: 1000
Е
(270 – 50) * 10
Л
272 30 2200 8000 120 4000 2
У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу.
-Сформулируйте цель урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)
VI Физминутка с музыкальным сопровождением
2. Алгоритм деления
- Следующая ступенька к успеху называется «Вспомни алгоритм деления
Алгоритм деления
3. Работа по учебнику (стр. 31, № 114)
- Опираясь на алгоритм, объясните, как выполнено деление.
3. Приём письменного деления
- А теперь переходим к следующей ступеньке нашего путешествия «Примени».
- Как вы думаете, что мы будем применять?
- Правильно, мы будем применять наш алгоритм для решения примеров.
- Решите примеры самостоятельно, применив алгоритм.
3560 : 40 =
6840 : 90 =
5640 : 60 =
(Объясняют, как решили, все проверяют)
- Сейчас переходим к следующей ступеньке нашей лестницы «Найди ошибки».
96000: 100 = 960
12500: 10 = 125
95000: 1000 = 950
VI. Решение задач на движение (с использованием алгоритма деления на круглые числа)
VII. Игра в паре «Кто быстрее» на карточках. Взаимопроверка и оценивание работ
1 вариант
2 вариант
480 : 60 =
480 : 80 =
720 : 90 =
720 : 80 =
240 : 80 =
240 : 30 =
630 : 70 =
630 : 90 =
540 : 90 =
540 : 60 =
320 : 80 =
320 : 40 =
4000 : 50 =
2000 : 50 =
18000 : 300 =
18000 : 600 =
VII. Тестирование
- Мы подошли к последней ступеньке, чтобы проверить, как вы усвоили полученные знания. Ступенька «Тестирование»
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание
X. Рефлексия
Библиографический список
1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1–4 классы [Текст] / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. — 2009. – № 7.
4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
5. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
Осипова Ж.С. Открытый урок математики в 4 классе на тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Цель: отрабатывать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- Выполнять письменное деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями с остатком и без остатка;
- Решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- определять вероятные способы устного (письменного) деления на числа, оканчивающиеся нулями и обосновывать своё мнение;
- определять значение выражения (целое или с остатком) и обосновывать свое мнение;
- определять зависимость результата от делимого, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- осознание собственных достижений при выполнении ситуативного задания.
Оборудование: учебник Моро М. И. (2 ч.), тестовые задания, презентация Power Point к уроку, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный этап
- Поприветствуйте наших гостей.
- Итак, начинаем урок математики. Девиз нашего урока:
«В математику тропинки одолеем без запинки!»
- А чтобы преодолеть все тропинки, сегодня на уроке нам предстоит совершить восхождение по лестнице успеха.
- Посмотрим, какие ступеньки нам нужно сегодня преодолеть.
II. Создание ситуации успеха
1) первая ступенька «Математический диктант»
1. Найдите частное чисел 350 и 7.
2. Чему равно уменьшаемое, если разность 200, а вычитаемое 20?
3. Чему равна 1/3 часть числа 900?
4. Увеличьте 24 в 100 раз.
5. Чему равна сумма чисел 750 и 250?
6. Первый множитель 70, второй 7. Чему равно произведение?
7. Во сколько раз 15 меньше 60?
8. Сколько недель в 35 днях.
9. Велосипедист за 2 часа проехал 30км. С какой скоростью он ехал?
10. Уменьшите 2000 в 100 раз.
11. Ученик решает 10 примеров за 40 минут. Сколько времени в среднем идёт на решение одного примера?
Проверка - 50, 220, 300, 2400, 1000, 490, 4, 5, 15 км/ч, 20, 4.
III. Устный счет
- 2) вторая ступенька лестницы «К вершине знаний». (Устный счет)
(Три ученика работают индивидуально с карточками)
IV «Игра «Верно – неверно»
- На слайде пример. Учитель к нему называет ответ. Дети с помощью сигнальных карточек (зеленых и красных) показывают, верный ответ к примеру или нет. Если верный, то поднимают зеленую карточку, если неверный, то красную. И называют правильный ответ.
V. Изучение нового материала
1. Определение темы урока (Ступенька «Определи тему урока»)
- Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы.
500 * 6: 100
Е
4000 * 3: 100
Н
320: 40 * 1000
Е
950 – 720 + 42
Д
140: 70 * 2000
И
50 * 40: 1000
Е
(270 – 50) * 10
Л
272 30 2200 8000 120 4000 2
У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу.
-Сформулируйте цель урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)
VI Физминутка с музыкальным сопровождением
2. Алгоритм деления
- Следующая ступенька к успеху называется «Вспомни алгоритм деления
Алгоритм деления
3. Работа по учебнику (стр. 31, № 114)
- Опираясь на алгоритм, объясните, как выполнено деление.
3. Приём письменного деления
- А теперь переходим к следующей ступеньке нашего путешествия «Примени».
- Как вы думаете, что мы будем применять?
- Правильно, мы будем применять наш алгоритм для решения примеров.
- Решите примеры самостоятельно, применив алгоритм.
3560 : 40 =
6840 : 90 =
5640 : 60 =
(Объясняют, как решили, все проверяют)
- Сейчас переходим к следующей ступеньке нашей лестницы «Найди ошибки».
96000: 100 = 960
12500: 10 = 125
95000: 1000 = 950
VI. Решение задач на движение (с использованием алгоритма деления на круглые числа)
VII. Игра в паре «Кто быстрее» на карточках. Взаимопроверка и оценивание работ
1 вариант
2 вариант
480 : 60 =
480 : 80 =
720 : 90 =
720 : 80 =
240 : 80 =
240 : 30 =
630 : 70 =
630 : 90 =
540 : 90 =
540 : 60 =
320 : 80 =
320 : 40 =
4000 : 50 =
2000 : 50 =
18000 : 300 =
18000 : 600 =
VII. Тестирование
- Мы подошли к последней ступеньке, чтобы проверить, как вы усвоили полученные знания. Ступенька «Тестирование»
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание
X. Рефлексия
Библиографический список
1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1–4 классы [Текст] / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. — 2009. – № 7.
4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
5. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.