Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Богданова Н.В. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Букволэнд»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Образовательная область: речевое развитие.
Цель: закрепить знаний детей об изученных звуках и буквах, слоговой и звуковой анализ слов.
Задачи:
обучающие:
1.       закреплять умение выделять заданный звук из слов;
2.       закреплять умение выделять первый звук в слове и соотносить с соответствующей буквой;
3.       формировать умение составлять слово из данных букв;
4.       закрепить навык деления слов на слоги;
5.       формировать умение выполнять звуковой анализ слов;
развивающие:
1.       развивать фонематическое восприятие детей;
2.       развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата;
3.       развивать мелкую моторику;
4.       развивать логическое мышление, воображение, память, внимание;
воспитательные:
1.       воспитывать доброжелательность, сплоченность, благородство;
коррекционные:
1.       контролировать правильное звукопроизношение в речи детей.
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint «Путешествие в Букволэнд», конверт с письмом, буквы (У, П, А, К), цветные фишки, крышки, прищепки; игрушка «лось», таблички с цифрами, красные варежки по количеству детей, цветные карандаши.

Ход НОД:

I. Организационный момент:
Учитель – логопед: - Ребята на адрес нашего детского сада пришло письмо. На конверте написано: «Для детей подготовительной к школе группы №6». Интересно от кого же оно? Давайте вскроем его и прочтем.
Дети открывают конверт.
Письмо: Приходите, приезжайте,
Прилетайте поскорей!
Просим вас, мне помогите
Наших гномиков спасите!
Мы живем за чудным лесом,
На горе, что много лет
Защищала наш чудесный,
Наш любимый Букволэнд!
Учитель - логопед: - Ребята, это письмо от Мудрого гнома. Он просит вас о помощи – спасти его внучат – гномиков, которых закрыл за большим забором злой разбойник, имя которого он побоялся написать нам. Поможем Мудрому гному спасти гномиков?
- Тогда срочно отправляемся в путь!
II. Основная часть:
1.       Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, сидя на ковре.
Учитель – логопед: - Отправляемся в Букволэнд с язычком.
Сели дружненько в автобус,
Затем в троллейбус и трамвай,
Крутить колеса успевай! (упр. «Колесо»)
Переплыть нам океаны
Нужно, переплыть моря –
Поднимайте якоря,
Поднимайте паруса! (упр. «Парус»)
Паруса мы поднимаем,
А ветер корабль подгоняет. (упр. «Дуем в паруса»)
Вновь приплыли мы на сушу,
Как нам дальше путь держать?
На лошадках поскакать! (упр. «Лошадка»)
Заблудились мы чуток…
А вот волшебные качели,
Расписные карусели –
Покатались мы и дружно
Очутились там, где нужно! (упр. «Качели»)
2.       Интерактив. игра «Слова со звуком [у]».
Сова: - Уху, уху! Уху, уху! Уху, уху!
Дети, услышав уханье совы, подходят к доске.
Сова: - Я — хранительница леса –
Пропустить вас не могу,
Если вы не назовете
Все картинки со звуком [у].
Учитель – логопед: - Вот из этих картинок нам нужно выбрать только те слова, в названии которых есть звук [у]. Какие это картинки?
Дети по очереди выбирают картинки с изображением предметов со звуком [у]: капуста, куст, сумка, улитка, сушки и т.д. При нажатии на экран, картинки перемещаются.
Учитель – логопед: - Сейчас проверим, что нам сова скажет. Правильно вы выполнили задание или нет.
3.       Упр. «Раздели на слоги» с табличками.
Сова: - Молодцы! Но погодите-ка немного.
Вот возьмите с цифрами таблички
Да, посчитайте-ка в словах вы этих слоги!
Дети стоят напротив доски, делят слова на слоги и поднимают таблички с соответствующими цифрами.
Учитель – логопед: - Вы верно выполнили это задание! Может быть теперь нас сова пропустит дальше.
Сова: - Хорошо, ребята! Проходите! Букву У с собою захватите!
4.       Отгадывание загадок.
Воспитатель показывает детям игрушку – лося с прикрепленными загадками на рогах.
Воспитатель: - Только вышли вы из леса
К вам навстречу лось идет,
На рогах своих загадки несет!
Учитель – логопед: - Ребята, давайте присядем, послушаем загадки лося и постараемся их отгадать.
Воспитатель: - А загадки про пернатых друзей лося.
Воспитатель зачитывает загадки.
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (утка)
Грудь, спина белым, бела,
А на крылья бахрома,
Чёрной лентой вьётся,
Как же птица та зовётся? (аист)
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля. (индюк)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит … (воробей)
Эта птица, как из сказки,
Перья все имеют краски.
Хвост, как веер-опахало
И длины совсем немалой. (павлин)
5.       Упр. «Подбери букву».
Воспитатель: Молодцы! Но лось не хочет пропускать вас дальше. Он хочет, чтобы вы определили первые звуки в этих словах и подобрали буквы, которыми они обозначаются? Если первый звук в слове – гласный, то линию от картинки к букве нужно провести красным цветом, а если согласный – синим.
Дети выполняют задание самостоятельно, сидя за столами. Затем проверяют.
Воспитатель: - Вам еще три буквы лось подарил,
Но секрет не раскрыл.
Воспитатель дает детям еще три буквы: П, А, К.
Учитель – логопед: - У нас уже 4 буквы. Но, что же нам с ними делать? Посмотрите, на воротах Букволэнда есть какие-то подсказки. Может нам воспользоваться ими?
Подсказка: Кто разбойник, вы узнаете, если верно буквы расставите.
Учитель – логопед: - Ребята, значит, имя разбойника зашифровано в буквах, которые нам дали Сова и Лось. Надо лишь их верно расставить. Какое слово получается?
Дети все вместе составляют слово «паук» из букв за одним общим столом.
Учитель – логопед: - Точно, ребята. Значит, разбойник, что закрыл гномиков — это злой паук. Но ворота все равно закрыты. Откроем вторую подсказку, может там есть ответ, как открыть ворота.
Подсказка: А, ворота открыть помогут вам братики — красные, синие, зеленые фишки, прищепки и квадратики.
Учитель – логопед: - Итак, ребята, что нам нужно сделать со словом ПАУК, чтобы ворота открылись?
Дети, выбрав любые символы обозначения звуков из предложенных, самостоятельно составляют звуковую схему слова «паук». Затем проверяют.
Учитель – логопед: - Смотрите, ворота открылись!
- Кто к нам вылетает из замка?
Учитель – логопед: - Да, это звуковые гномики.
- А какие звуки обозначает гномик в красном / синем / зеленом / сине-зеленом комбинезоне?
Мудрый гном: - Спасибо, ребята!
Спасибо, девчата!
Спасли нас от злого и ужасного
И вернули снова к прекрасному!
Я вас за это отблагодарю!
Мудрый гном награждает детей медалями «За отличную работу».
III. Заключительная часть:
Учитель – логопед: - Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? Кого встретили? Что вам понравилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями о происходящем в процессе НОД.


Nady15@mail.ru +79312511254
2018