НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М. Н. Изучение развития произвольного внимания у детей 6‑7 лет

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно является не самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательный процесс, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого среди психологов до настоящего времени нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Под понятием внимания общепринято считать направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отвлечении от других (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Ф.Н. Гоноболин, Р.С. Немов, А. Р. Лурия, и др.).
 По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов от уровня развития внимания во многом зависит успешность учебно-познавательной и других видов деятельности. [1; 5]
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
 Процесс развития внимания в дошкольном возрасте был детально исследован в отечественной психологии Н. А. Агеносовой, Л.С. Выготским, Н. В. Волковой, А. Н. Леонтьевым, А. В. Ночевкиной, Т. В. Петуховой и др.
 По мнению ученых, уровень развития внимания детей в период дошкольного детства можно охарактеризовать так: он еще не достаточно высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим, у него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает.
 С другой стороны, по исследованиям Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, именно в дошкольном возрасте происходят серьезные изменения внимания, постепенно идет нарастание его произвольности. [3] Поэтому для каждого периода дошкольного детства присущи свои определенные возрастные особенности.
 Особое внимание педагоги и родители уделяют развитию данного процесса в условиях психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения связаны именно с неумением дошкольника управлять своим поведением и вниманием (Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин и др.).
 Как показывает практика, процесс обучения ставит ребенка в условия, требующие от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
 В настоящее время имеется определенная методическая литература по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в том числе и внимания (Венгер Л.А, Выготский Л.С., Дубровинская Н.В., Зверева Г.И., Ритман Э.М. и др.). И в то же время, ее недостаточно, поскольку имеются противоречия между потребностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях в этой области и развитием психологической науки. Поиск наиболее эффективных путей организации деятельности детей продолжается.
 Следовательно, выбранная нами тема является актуальной. В старшем дошкольном возрасте необходимо создавать оптимальные условия для развития данной познавательной функции, поскольку тема имеет интерес в связи с общей проблемой формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  Мы провели исследования, которые дали возможность изучить возрастные особенности проявления внимания у старших дошкольников, а также создать оптимальные условия для его развития.
 В исследовании принимало участие 15 детей. Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с целью изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент предполагал проведение диагностической методики ««Да» и «Нет» не говори» (автор Е. Е. Кравцова).
Согласно инструкции, ребенок должен был отвечать на вопросы экспериментатора. Вопросы составлялись с таким расчетом, что требовали употребление именно запрещенных слов. Ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Затем экспериментатор предлагал повторить слова, которые нельзя произносить.
Перечень предлагаемых вопросов: Тебя зовут … (неверное имя). Твоя фамилия … (неверная). Ты ходишь в детский сад? Ты любишь ходить в детский сад? Ночью солнышко светит? Корова умеет летать? Ты любишь мороженое? Доктор стрижет детей? Парикмахер лечит детей? Ты любишь ходить к врачу?
Детям предлагалось всего 10 вопросов. По окончанию игры каждый ребенок должен был повторить ее правило, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.
Анализ проведенного исследования показал, что задание детям нравилось. Утомления и отказа от участия в игре мы не наблюдали.
При обработке полученных данных нами подсчитывалось число правильных и неправильных ответов, и определялся уровень произвольности внимания. Критериями оценки были следующие показатели:
высокий уровень произвольного внимания – ошибки отсутствуют или допущена всего лишь одна;
средний уровень произвольного внимания – 2-3 ошибки;
низкий уровень произвольного внимания – более трех ошибок.
На основе полученных данных был проведен качественный и количественный анализ, данные занесены в Таблицу 1.
 В результате констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития внимания каждого ребенка группы.

Таблица 1. Уровень развития внимания обследуемых детей

Дети (15 человек)

Абсолютное число

В %

Низкий уровень

5

27

Средний уровень

8

60

Высокий уровень

2

13


 
Анализ сводной таблицы показал, что из 15 обследуемых:
Высокий уровень – прослеживается у 2 детей.
Средний уровень – у 8 детей.
Низкий уровеньу 5 детей.
По результатам проведенного исследования мы видим, что у детей старшей группы выявились значительные индивидуальные различия в качестве выполнения задания. Высокий уровень произвольного внимания прослеживается у двух детей, что составляет 13% от общего числа исследуемых. Средний уровень произвольного внимания показали восемь детей, что составляет 60%. У остальных дошкольников данной группы отмечается низкий уровень произвольного внимания, поскольку при ответе на вопросы ими были допущены 4 и более ошибок, то есть 27% исследуемых испытывали определенные затруднения.
 Самым легким для детей старшей группы оказался вопрос «Ты любишь ходить к врачу?», где все испытуемые руководствовались инструкцией. При ответе на 2, 3, 5 и 8 вопросы большинство детей (11 человек) также ответило верно.
 Максимальное затруднение у дошкольников вызвали вопросы:
-Тебя зовут ……….. (неверное имя);
-Ты любишь ходить в детский сад?
-Парикмахер лечит детей?
В данном случае правильно ответили на вопрос 9 человек и 6 человек употребили запрещенные слова «да» или «нет».
В процессе беседы с детьми мы выяснили, что все испытуемые, кроме двух детей, помнили инструкцию. 10 ребят из старшей группы смогли адекватно оценить свою работу. На вопрос экспериментатора: «Ты говорил запрещенные слова?», они смущенно отвечали: «Да, говорили», или «Да, иногда». На вопрос: «Почему же ты говорил?» – 6 детей ответили: «Я не знал, как сказать по-другому»; 4 участника заявили: «Не говорил», а два человека оценили свою работу как безупречную, хотя это не соответствовало действительности.
Четверо детей были очень заинтересованы результатом своей работы, часто спрашивали экспериментатора, что он пишет, уточняли, правильно ли они отвечают.
В ходе данного исследования мы не ограничивали детей во времени и не требовали немедленного ответа. Каждый ребенок сам определял темп речевой активности. Как правило, у детей, затративших большее количество времени, было больше правильных ответов. Те, кто отвечал быстро, часто путались в суждениях и как бы вслух искали правильный ответ: «Да! То есть, нет! То есть бывает!» Причем, все ответы выдавали «залпом».
 Наблюдая за характером выполнения заданий детьми и анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что практически половина ребят испытывают затруднения координировать своё внимание. В их деятельности прослеживается повышенная импульсивность, низкая устойчивость и концентрация сознания на выполняемых действиях, достаточно высокое количество отвлечений, не умение целенаправленно переключать и распределять свое внимание.
Список литературы:
1.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание №12, 1974.
2.        Захарюта Н. В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях. Часть 2.-Армавир, 2004.
3.        Люблинская А.А. Детская психология.- М.,1997.
4.        Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов /В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.
5.        Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание №7, 1970.
6.        Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании. - М., 1995.
7.        Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 1997.
2020