Исследовательская и проектная деятельность

Присада О.Ю. Репрезентация сложными существительными знаний о человеке в современном английском языке

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Язык включен в сложную систему познания мира, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память и язык, поэтому большое внимание уделяется исследованию языка как определенной системы репрезентации знаний. Основной задачей этой системы является обеспечение процессов восприятия информации, ее переработка и сохранение, а также передача другим людям. Человек постоянно общается с другими людьми, он анализирует и дает оценку поведению, внешнему виду, деятельности и умственным способностям другого человека. Поэтому в настоящее время центральное место в когнитивной лингвистике занимает попытка установить, какими знаниями обладает человек, как он их получает, каким образом он использует и репрезентирует эти знания [2]. Известно, что знания человека – это сведения об окружающей его среде, полученные через восприятие мира, в результате познавательной и практической деятельности, а также в процессе обучения. Все знания, которые получил и переработал человек, фиксируются в слове. Все зафиксированные значения слов, в конечном счете, складываются в языковую картину мира.

В настоящее время особый интерес вызывает рассмотрение языкового материала с точки зрения когнитивного подхода, который направлен на изучение роли человека в познании мира и представление полученных знаний за счет лексических единиц [4].

Одной из моделей репрезентации знаний о человеке являются сложные существительные. Они не раз становились объектом исследования отечественных и зарубежных ученых, работающих в рамках структурно-семантического, психолингвистического и когнитивного подходов. В работах Т.Б. Авдеевой, И.В. Арнольд, P.C. Гинзбург, Е.С. Кубряковой, О.Д. Мешкова, Г. Пауля, А.И. Смирницкого и других ученых внимание уделяется таким проблемам, как генезис сложного слова и его идентификация, критерии разграничения сложного слова и словосочетания, классификация сложных слов, изучение семантики и функционирования композитов в английском языке [4]. Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод, что сложное существительное – это цельнооформленная лексическая единица, которая состоит из двух или более основ. Сложные существительные могут образовываться по определенным лексическим моделям или же из словосочетаний. А.Ю. Феденко выделяет следующие лексические модели: N+N, N+V, N+s+N, N+Ver, N+Ner, V+Ver, Adj.+N, Adv.+V. Встречаются также слова структурных моделей: N’s+N, V+N, Ver+Ver, V+Adv., V+Prep., Adj.+i+N, Adj.+PII, Adv.+N, Ger.+N, Num.+N, PI+N, Pron.+V, Prep.+N, Prep.+V, Prep.+Pron [4]. Существует ряд критериев, позволяющих разграничивать сложные существительные и свободные словосочетания. Как отмечает О.Д. Мешков, при рассмотрении различных лексических единиц с целью отнесения их к сложным словам или словосочетаниям применяется индивидуальный подход (рассматривается каждая лексическая единица с целью отнесения ее к одному из классов объектов). Данный подход включает семантические, морфологические и фонетико-орфографические признаки и их разнообразные комбинации с опорой на принцип цельнооформленности, который был предложен А.И. Смирницким [3]. Под цельнооформленностью понимается неделимость, невозможность разделения на части и помещения между ними других элементов (единиц) языка. Признаки цельнооформленности подразделяются на внутренние (фонетический, морфологический, орфографический) и внешние (синтаксический) [1].

Однако обзор работ по истории изучаемого вопроса показал, что сложное существительное до сих пор не было рассмотрено как средство оценочной категоризации; не изученными остаются те области знания, которые репрезентированы сложными существительными, а именно, базовые области концепта ЧЕЛОВЕК.

Сложные существительные позволяют моделировать концептуально-тематическую область «человек». Рассмотрев словарные дефиниции слов «человек» и «man», можно сделать вывод, что человек – это биосоциальное существо, которое обладает высокоразвитым мозгом, членораздельной речью и сознанием, а также является неотъемлемой частью социально-культурной сферы. Поскольку понятие «человек» является многоаспектным, то сложные существительные могут обозначать различные тематические области концепта ЧЕЛОВЕК. Так, А.Ю. Феденко выделяет 3 основные составляющие этого концепта: внешность, психика, статус, которые можно подразделить, в свою очередь, на более узкие категории [4].

Cложные существительные, представляющие концептуально-тематическую область ЧЕЛОВЕК, могут принадлежать таким лексическим категориям, как: «телосложение» (beanpole, beefcake, brickhouse), «характер» (skinflint, sweet-tooth, bookworm, sleepyhead, madman), «поведение» (motormouth), «интеллектуальные способности» (blockhead, numskull); «профессиональный статус» (hairdresser, schoolmaster, lifeguard, foreman, watchman,, taskmaster, fireman, firefighter, spaceman), «социальный статус» (deadhead), «экономико-правовой статус» (landowner, landholder), «межличностный статус» (schoolfellow, sweetheart, kingpin, godhead), «социальная роль» (godfather), «семейный статус» (half-sister, son-in-law, daughter-in-law).

Таким образом, можно сделать вывод, одной из моделей репрезентации знаний о человеке являются сложные существительные, которые формируются по определенным лексическим моделям и выступают средством оценочной категоризации. Сложные существительные описывают различные тематические области концепта ЧЕЛОВЕК, к которым относятся внешность, психика и статус.

Библиографический список1. Кабанова И.Н. Основы лексикологии английского языка для студентов V курса заочного отделения. Издание второе, дополненное. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013 - 168 с.

2. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Мн.: ТетраСистемс, 2008.

3. Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке: [Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз.]. - М.: Высшая школа, 1985. - 187 с.

4. Феденко, А. Ю. Двухкомпонентные сложные существительные как модели репрезентации знаний о человеке и артефактах в современном английском языке: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / А. Ю. Феденко. – Тамбов, 2015. – 268 с.
2022