Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гребнева Е.А. Практическая направленность в изучении геометрического материала при работе с детьми с ОВЗ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


В процессе обучения математике учащиеся адаптированной школы получают не только арифметические знания, но и сведения из наглядной геометрии.
Изучение элементов наглядной геометрии в условиях адаптированной школы имеет для обучающихся большое значение, т.к. у них формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний.
Известно, что пространственные представления, воображение у детей с ОВЗ развиты чрезвычайно слабо. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать, сопоставлять геометрические формы, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, т.е. играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Практическая направленность в изучении геометрического материала заключается в формировании навыков измерения и построения геометрических фигур, в развитии умения решать жизненно – практические задачи.
Формированию у обучающихся адаптированной школы четких представлений о геометрических фигурах и некоторых их свойствах, о геометрических величинах (длина и площадь) может быть достигнуто, главным образом, на основе практических работ.
Практические работы положительно влияют на усвоение сущности геометрических форм, которые с их помощью рассматриваются в процессе возникновения, изменения и развития.
При формировании понятия «отрезок», его построении, учащиеся вспомогательной школы, в самом начале изучения, испытывают трудности, и в их усвоении обнаруживаются элементы формализма. Часто обучающиеся при построении отрезков, начинают отсчет от 1, а не от 0., и такие ученики не всегда могут даже примерно показать, как они представляют отрезок длиной 1см., 1м., 1мм. Далеко не все обучающиеся умеют получать прямой угол перегибанием листа бумаги и использовать модель прямого угла для нахождения прямых углов на окружающих предметах и многоугольниках.
Рассмотрим некоторые пути реализации практической направленности в обучении элементам геометрии.
1.       Использование модели отрезка.
Моделью отрезков могут служить кусочки ниток, проволоки, палочки, бумажные полоски произвольной длины. Такие полоски должны быть у каждого ученика.
Каждый ученик путем непосредственного наложения одной из таких полосок на другую, выясняет какая из них короче, длиннее, одинаковы ли они по длине. Практические действия сопровождаются пояснениями, раскрывающими смысл слов, равные и неравные.
При этом речь учеников обогащается терминами, усвоенными сознательно.
Аналогичным образом с помощью бумажной полоски производится сравнение сторон многоугольника.
Выполняя подобные упражнения, ученики накапливают опыт сравнения отрезков.
Полоски бумаги размером 1дм., 1см. дают учащимся наглядные представления о соотношении 1 к 10. с их помощью можно предложить каждому ученику измерить ширину стола, учебника.
Это хорошая подготовка к введению стандартных единиц измерения длины.
С помощью модели сантиметра ученики учатся решать 2 задачи: измерять данный отрезок, чертить отрезок заданной длины.
В дальнейшем от использования модели сантиметра, переходим к использованию линейки. Здесь необходимо связать материал с уроками труда, где требу3ются точность снятия размеров, выполнение детали в масштабе.
2. Использование моделей многоугольников.
Для правильного восприятия формы объекта, для развития способности абстрагирования формы предметов, важным является самостоятельное создание моделей самими учащимися.
Используя модели фигур, можно выполнять упражнения на выделение признаков, на сравнение двух или более фигур, на узнавание фигур по данным признакам.
Например:
·          Покажите многоугольник, у которого 4 стороны и 4 угла (5 сторон и 5 углов) и т.д.;
·          Что я показываю? (учитель указкой показывает сторону, угол, вершину и т.д.)
·          Посчитайте, сколько вершин, сколько сторон, сколько углов в каждом многоугольнике?


Рисунок 1. Геометрические фигуры

Как можно назвать красные фигуры?
Как можно назвать все фигуры изображенные на рисунке?


Рисунок 2. Геометрические фигуры
А) Назовите какие фигуры изображены на рисунке 2
Б) Покажите треугольники. Можно ли сказать что они одинакового размера?
В) Покажите синие четырехугольники. Почему не показали эту фигуру. Она тоже синяя (пятиугольник).
С помощью моделей геометрических фигур можно выполнить различные упражнения на классификацию фигур:
а) Разложите в разные группы фигуры по цвету. Какие группы получились? Сколько фигур разной формы вошло в каждую группу?
б) Перемешайте фигуры и разложите их похожие по форме. Какие группы получились?
Творческий характер имеют упражнения, допускающие несколько решений. Например:
Вырежьте из бумаги треугольник и разделите его на 2 треугольника, 3 треугольника.
Или: Сложите несколько различных многоугольников из двух треугольников, двух четырехугольников.
3.                                                                                                    Модели прямоугольников и квадратов.
Моделями прямоугольников могут служить листки бумаги из тетради, листки цветной бумаги прямоугольной формы и др. путем перегибания таких листков легко получить модели прямоугольников различной величины и формы.
Геометрические знания применяются на уроках профессионального труда, где обучающиеся встречаются с различными геометрическими фигурами, пользуются линейкой, транспартиром, циркулем.
Работа над любым изделием начинается с чертежа, а в его основе лежит прямоугольник.
При создании выкроек на занятиях по швейному делу не всегда требуется прямоугольник, иногда достаточно прямого угла.
В швейном, столярном, обувном деле встречаются изделия, имеющие форму круга (салфетка), цилиндрическая форма.
При изучении темы «Геометрические тела» в 8 классе уделяется большое внимание задачам практического содержания.
Например, при вычислении площадей боковой и полной поверхностей куба предлагается задача: «надо сделать из куска фанеры ящик кубической формы с ребром длиной 2 дм. Какой площади надо взять лист фанеры? Как вычислить эту площадь?»
При вычислении объемов геометрических тел все задания носят практическое содержание, первоначально основываясь на вычислении известных, хорошо знакомых обучающимся предметах.
Например, вычисление объема класса, коридора и т.д.
Далее решаются задачи, связанные с производительным трудом наших обучающихся.
Задача: Ученики делают ящики для рассады цветов. Дно имеет площадь квадрата, сторона которого 5 дм. Глубина ящика 2дм.
Ящик заполняют землей. Каков вес ящика, если 1 куб.дм. земли весит 1,5кг, а вес пустого ящика 2,5кг
Затем на данные темы можно уже решать задачи любого практического применения, с которыми учащиеся могут встретится.
Примерами таких задач могут быть следующие:
Задача 1. Требуется оклеить комнату обоями. Длина комнаты 6м., ширина 4 м., высота 3м. сколько потребуется обоев, если длина 1 куска 12 м, ширина 0,5м?
Задача 2. Сколько сидений для табуретов можно вырезать из листа фанеры длиной 2м., шириной 1,6м., если площадь сидений вместе с пропилом составляет 16 кв.дм.
Задача 3. Рассчитайте сколько выйдет наволочек из куска ткани длиной 3м., шириной 80см, если наволочка имеет размеры 70см*70см.
Задача 4. Определите сколько краски пойдет на пол комнаты при длине 5м., ширине 3., если на 1кв.м. расходуется 250 г.
Навыки геометрического материала необходимо закреплять на всех уроках, а не только на математике, трудовом обучении.
На уроках географии – при изучении формы Земли, понятия масштаба, плана.
На уроках физической культуры так же можно использовать геометрические знания, закреплять из и совершенствовать. Например, закреплять пространственные представления учащихся, выраженные словами: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, далеко, близко.
У обучающихся с ОВЗ слабо развит глазомер, поэтому они допускают значительные ошибки в приближенной оценке расстояний, при сравнении сторон геометрических фигур.
Кроме того, обучающиеся адаптированной школы, как показывает опыт, воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Так, квадрат, поставленный на угол, воспринимается ими как треугольник.
Поэтому практическая направленность изучения геометрического материала поможет преодолеть возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний у обучающихся.

Библиографический список

1.        В.В.Эк, М.Н.Перова. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе», Просвещение, М., 1983г.
2.        Журнал «Начальная школа» №10, Стр.47, 1982г.
3.        Журнал «Начальная школа» №9, Стр.17, 1978г.
4.        Журнал «Начальная школа» №1, Стр.19, 1982г.
5.        Журнал «Дефектология» №6, Стр. 48, 1977г.
6.        Журнал «Дефектология» №6, Стр. 33, 1982г
89082916376
bryskina@mail.ru


2018