Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Флонева Л. Н. Учительская династия «Воздуган – Широкая – Флонева»

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


 Учительская династия – это особый образ жизни семьи на протяжении многих лет. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия, а работа с детьми, с личностям со сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому, поэтому в школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей. Не случайно вспоминаются слова Н.А. Некрасова, посвященные учителю: «Учитель! Перед именем твоим…»
Эта профессия стала призванием нескольких поколений нашей семьи, где все очень любили и любят детей. Моя учительская династия взяла начало от моей бабушки по маминой линии.
В судьбе любого человека есть яркий след, оставленный Учителем, а по словам моей бабушки, Клавдии Петровны, такой яркий след в ее душе и судьбе оставила ее первая учительница Ворона Любовь Ивановна из хутора Лебеди Красноармейского района Краснодарского края, где она училась. Еще тогда маленькая Клава решила, что непременно станет учителем, благо что «опыт» в воспитании малышни у нее уже был. Это были трудные послевоенные годы. Ребёнок войны из многодетной семьи, она очень любила учиться, ещё в 4 классе получила Похвальную грамоту за отличные успехи и примерное поведение, что по тем тяжёлым временам «дорогого стоило», занималась в оркестре русских народных инструментов. В семье и во дворе Клава была самой старшей из детей, и поэтому ей приходилось нянчиться не только с младшими братом и сестрой, но и со всей дворовой малышней.
Эти умения ей пригодились во время учебы в Красноармейском педагогическом училище Министерства просвещения РСФСР, по специальности: преподавание в начальной школе (дата выдачи диплома 30 июля 1954 года).
 По распределению молодая специалистка была направлена в далёкий Казахстан, в Кокчетавскую область, осваивать Целину, работать в сельскую школу. Клавдия Петровна не только учила детей, но и руководила коллективом художественной самодеятельности Мироновской семилетней школы. Сама хорошо пела и играла на музыкальных инструментах, участвовала в районных и областных конкурсах, за что неоднократно была награждена грамотами, дипломами, ценными подарками. В начале 60-х годов Клавдия Петровна вернулась на Родину в Краснодарский край и стала работать учителем, а затем заведующей начальной школы №53 пос. Коса-Чушка Темрюкского района Краснодарского края. После реорганизации учреждения перешла работатьучителем математики в восьмилетнюю школу № 17 поселка Ильич Темрюкского района Краснодарского края. В этой школе моя бабушка проработала 18 лет. За это время была неоднократно награждена Почётными грамотами РОНО: Почетная грамота за успехи, достигнутые в воспитании и обучении учащихся, 26.09.1967г; Почетная грамота РайОНО и РК союза просвещения высшей школы и научных учреждений, август 1967года, г. Темрюк.
А сколько времени и сил затратила на проверку тетрадей, родительские собрания и консультации, походы с детьми! Родителей всех учеников знала, что называется, в лицо и поименно, нередко посещала их сама, беспокоясь за каждого ребенка. Своего ребенка часто видела только спящим: уходила рано, когда дочь еще спала, а приходила – она уже спала. Время от времени доставала из портфеля ее дневник и … успокаивалась – в нем были только пятерки.
 «Обычно наша квартира была похожа на картонажный цех, где вся семья под руководством мамы изготавливала наглядные пособия, математические карточки и многое другое, что нужно для развития детей и для работы», - вспоминает дочь Зоя (моя мама).
Известно, чем ярче личность, тем сильнее ее стремление к совершенству. «Чтобы учить, педагог сам должен знать и уметь многое», - часто повторяла бабушка, поэтому она всегда отзывчива на все новое, необычное.
Это ли не мечта: видеть, что твое дело продолжают твои ученики, дети и внуки! Но к величайшему сожалению, моя бабушка не дожила до этого момента. В возрасте 45 лет она умерла от тяжелой болезни, но я очень хорошо представляю ее по маминым воспоминаниям. Педагогический стаж моей бабушки составил 30 лет. А в посёлке Ильич еще живы люди, которые знали ее и которые с уважением и благодарностью вспоминают о ней. О правильности выбранной профессии, о том, что учительская стезя пройдена недаром, говорит и тот факт, что дети наследуют традиции родителей.
По сей день дело своей матери продолжает дочь (моя мама) – Широкая Зоя Владимировна, которая с детских лет видела родительскую увлеченность профессией педагога. Потом уже наша квартира похожа на мозговой центр, где рождаются и воплощаются в жизнь идеи по улучшению образования детей. Мы с сестрой очень любили с помощью пластилина и спичек создавать атомные модели различных элементов таблицы Менделеева.
Перед моей мамой никогда не стоял вопрос: «Кем быть?» Она точно знала, что будет учителем. Еще учась в школе, мама была председателем совета пионерского отряда, членом совета дружины школы, будучи семиклассницей возглавляла комсомольскую организацию школы № 17 поселка Ильич Темрюкского района Краснодарского края. С раннего детства воспитывалась на примере своей мамы, была председателем Пионерской дружины, Комитета Комсомола школы. Участвовала в конкурсах, олимпиадах района и края, особенно увлекалась биологией. После окончания школы поступила в Кубанский Государственный университет по специальности «Биолог, преподаватель биологии и химии» (дата выдачи диплома: 30 июля 1981 года).
Добрая, но очень строгая, мама умеет заинтересовать не только своих учеников, но и коллег, которые уважают и любят ее. Она может ответить на любые вопросы, просто и легко общается с любой аудиторией.
Так же, как когда-то ее мама, она участвует в семинарах, в районных и краевых конкурсах. Много лет является руководителем школьного методического объединения естественного цикла. На протяжении длительного времени является учителем кубановедения и весь этот период возглавляет школьный краеведческий музей, который был создан по её инициативе. Именно она обращалась к старожилам родного поселка за сборам материала для музея. Так же ученики под руководством Зои Владимировны неоднократно становились победителями районных и краевых олимпиад и конкурсов по химии и кубановедению.
А еще у мамы множество благодарных учеников, которые приходят к ней и в школу, и домой, пишут ей и звонят. Моя мама очень часто говорит: «Вот встречаю выпускника, улыбаюсь, здороваюсь, сразу не могу вспомнить, как его зовут. Потом загляну в его глаза – вспомню все! На какой парте сидел, как учился. Тут сразу за несколько секунд становлюсь молодой, озорной, веселой и беззаботной».
В этом 2021 году педагогический стаж моей мамы достигнет 40-летнего юбилея. На протяжении 39 лет она работает в своей родной школе учителем химии и кубановедения. На протяжении 5 лет, 25 мая, мама произносит речь: «Все, после отпуска ноги в этой школе не будет!» Благополучно своей чередой проходит июнь и ближе к концу июля появляются новые идеи, планы, все разговоры начинаются и заканчиваются школьной темой. И, наконец, папа не выдерживает: «Когда уже начнется учебный год? Детям будет интересно!» В этот момент все понимают: в доме опять начнется школьный новый учебный год с тетрадками и планами, с детскими проблемами и невыученными уроками, с новыми идеями и их воплощением.
Вот ведь как странно складывается судьба! И я стала задумываться о поступлении в педагогический институт. Иначе и быть не могло, потому что с самого раннего детства слышу, как в нашей семье обсуждаются вопросы образования и воспитания, вижу педагогическую и методическую литературу на книжных полках, общаюсь в кругу маминых друзей – все это влияет на мой выбор. Любой игрой в детстве у нас с сестрой, конечно, была «школа». В старших классах я очень любила помогать маме проверять тетради, лепить и клеить раздаточный материал. И моими любимыми предметами были биология и химия.
В 2002 году я с отличием окончила школу № 17 поселка Ильич Темрюкского района Краснодарского края. В 2007 окончила Славянский-на-Кубани Государственный Педагогический институт по специальности - Биология со специализацией «Экологическое воспитание». В студенческие годы моим любым временем была педагогическая практика, причем не важно, в каком месте и в каких условиях. Это был и четырехнедельный палаточный поход в окрестности поселка Прасковеевка Краснодарского края с двадцатью пятью трудными подростками, и пятинедельная практика в ортопедическом санатории города Геленджик с детьми, которые находились на лечении по разным причинам и у каждого, такого маленького, но уже трудная жизненная ситуация. Практика в стенах школы № 3 города Славянск -на - Кубани – была генеральной репетицией моих рабочих будней сегодня.
В 2007 году вышла замуж, сменила место жительства. Так сложились обстоятельства, что я сейчас работаю учителем начальных классов. Очень люблю свою работу, особенно мне нравятся детские эмоции, беззаботные любознательные глазёнки.
 В 2017 мне была присвоена первая педагогическая категория. Педагогический стаж моей деятельности составляет 11 лет. В 2016 и 2019 году я получила Грамоты УО АМО Динской район (приказ № 439 от 07.09.2016г, приказ № 183 от 22.04.2019г).
Я с уверенностью могу назвать своим учителем маму, которая своим примером и образом жизни во многом предопределила не только мой стиль общения, но и выбор профессии; научила разбираться в истине и лжи; преподала ценный урок стойкости и морали жить в современном жестоком мире, не растеряв духовных ценностей и душевности. Считаю, что это главное в профессии учителя. У меня прекрасная профессия — дарить свою любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь.
Я - счастливый человек! Я стараюсь соответствовать высокому званию –Учитель!

Библиографический список

1.       Материалы школьного музея МБОУ СОШ №17 имени И.В. Головченко поселок Ильич Темрюкского района Краснодарского края.
2.       Семейный архив семьи Воздуган К.П.
3.       Семейный архив семьи Широкой З.В.
2021