НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шатова Е.В. Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность, малыш лучше запоминает, устанавливает причинно – следственные связи.
Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Опорой для их выработки является ведущая для этого возрас­тного периода деятельность, поэтому хороший эффект дают воспитательные приемы, построенные на игровых методиках. Игра является не только эффективным воспитательным средством, но и обязательным условием формирования у детей навыков и привычек, одобряемых большинством членов социума и считающихся полезными. Наряду основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков помимо рационально организованной обстановки, четкого режима дня и личный примера педагога, учитывая вышесказанное, мною были отобраны следующие технологии воспитания:
Периодически детям предлагались для прослушивания или чтения вместо известных всем стихотворений так на­зываемые ремейки. Неожиданная интерпретация знакомых с ранних пор стихотворений вызвала у большинства детей удивление, повышение познавательной активности и растущий интерес к казавшимся повседневными и не заслуживаю­щими внимания «мелочам жизни». Методика «ремейк» пластична и вариативна, достаточно лишь проявить творческий подход к широко известным и детям, и взрослым поэтическим, художественным произведениям. Потенциал в этом плане могут представить произведения различных популярных в разные годы детских авторов, например, Агнии Барто.

Я люблю свою лошадку,

Дал ей персик сладкий – сладкий!

А лошадка вдруг сказала:

- Ты помой его сначала!

Проанализировав раздел программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2014г. - «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников. Поэтому, еще одной находкой в организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были эффективны, в достижении поставленной цели, становятся оздоровительные паузы с элементами самомассажа тела, лица, пальчиковых игр, занятия, представленные в виде пятиминутки здоровья. Целью, которых является формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Доступными и интересными приемами решена проблема самопознания ребенка, а оригинальная музыка создает прекрасный эмоциональный настрой (М.Л Лазарев программа «Здравствуй!»). В данном случае минутки здоровья служили одновременно и дополнительном средством педагогической диагностики, которую не всегда качественно можно осуществить в повседневных условиях. Одним из видов дидактической игры, которые я использовала в ходе воспитания детей как субъекта здоровье сберегающей деятельности и поведения становятся игры – эксперименты, или игры – путешествия. Для воспитания полезных навыков и привычек большое внимание уделяется театрализованной деятельности, играм – этюдам на основе литературного текста и кукольным спектаклям.
В рамках своей работы я пришла к выводу что, внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс необходимо. При отборе содержания проекта "Почему мы моем руки" я опиралась на имеющиеся у детей потребности и интересы. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать.
Актуальность проекта "Почему мы моем руки"
На выбор темы проекта меня побудило поведение ребенка дошкольника. В ходе образовательной ситуации «Водичка, водичка, умой мое личико!» (целью которой было вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания) ребенку было предложено;
• Рассмотреть сюжетную картинку (девочка моет руки).
• Ответить на вопросы
• Предложено отправиться в гости к Мойдодыру (пойти вымыть руки). Ответ ребенка - «А зачем? Я дома мыл руки!»
Причина ясна - не сформированы мотивы и положительное отношение к гигиенической культуре, нет потребности следить за чистотой тела.
Паспорт проекта "Почему мы моем руки"
Девиз: «Давайте хорошему вместе учиться, плохими ребятами быть не годится!»
Тип проекта:
по количеству участников: групповой.
по направленности: познавательно - творческий, по приоритету: оздоровительный.
По продолжительности: средне - продолжительный (2 месяца).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Цели: создание условий для формирования у детей гигиенических навыков. Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
разработать план мероприятий, направленных на понимание важности заботы о собственном здоровье;
привлечь родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
разработать и внедрить в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
развивать способности к поисковой деятельности.
Объект: воспитательно-образовательный процесс.
Предмет: культурно-гигиенические навыки.
Гипотеза
Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия: систематизировано и целенаправленно организована работа по гигиеническому воспитанию дошкольников.
будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Новизна.
Заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
Теоретическая значимость.
Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость.
Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
1. Дошкольники самостоятельно и осознанно будут выполнять процесс мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата.
2. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Контроль над реализацией проекта:
уровень сформированности навыков;
уровень социализации личности.
Методы исследования.
Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация. Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.
Механизм реализации проекта:
Первый этап. Постановочный.
Составление обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Создание банка идей и предложений.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Создание предметно - развивающей мини среды для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно - образовательного процесса.
Второй этап Реализация проекта
Работа с воспитанниками
Коллаж «Предметы гигиены»
Беседы «Умывание каждый день», «Купаться любят все».
Образовательная ситуация «Свет мой зеркальце скажи и чистюлю (грязнулю) покажи.
Познавательные занятия «Почему мы моем руки»
Игра - экспериментирование «Грязные и чистые руки», «Делаем мыльные пузыри».
Фольклор (потешки, песенки, пословицы, загадки).
Чтение художественной литературы, с последующим обсуждением.
Презентация «Путешествие в город предметов личной гигиены», «Чистота и аккуратность».
Развлечение «В гостях у Лены Гигиены».
Показ кукольного спектакля «Будь здоров - тебе не надо докторов».
Подвижная игра «Ловишка - убежим от микробов».
Работа с родителями.
1. Консультация «Как обучать малыша культурно - гигиеническим навыкам».
2. Выпуск папки «Интерьер Мойдодыра!»
3. Выпуск буклета «Воспитание гигиенических навыков у детей».
4. Презентация фильма «Чисто жить - здоровым быть»
5. Домашнее задание (совместная деятельность родителей и детей) придумать и нарисовать упаковку для новых сортов зубной пасты и мыла.
6. Выпуск группового альбома «Чистота и аккуратность».
Содержание: художественное слово (потешки, стихи, загадки, пословицы и иллюстрации к ним); эмблема и девиз семьи; фотографии детей отражающие гигиенические процессы.
7. Кукольный спектакль «Как Цып научился мыться»
8. Обновление интерьера туалетной комнаты для детей.
Третий этап. Заключительный.
1. Оформление правил «Как нужно мыть руки» в группе.
2. Создание проекта программы «Здравия желаю тебе, малыш!» (Воспитание - культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников).
Следует обратить внимание на создание эстетической мини – среды.
Ведущими ее элементами являются: схемы - модели (алгоритмы мытья рук и одевания на прогулку); разрешающие и запрещаю­щие знаки, которые устанавливают правила поведения детей в группе; кукла - образ «Тетушка Мочалка»; игрушки театра «Би – ба – бо» - кот Этикет, мышка Эстетика, Зубная фея; «Сундучок чистоты»; персонажи: Лена - гигиена, Незнайка, Неумейка; подборка различных по характеру, жанру литературных и музыкальных произведений. Все эти пособия способствуют воспитанию привычки к акку­ратности, чистоте, привитии простейших навыков самообслу­живания.
Для эффективного культурно – гигиенического воспитания младших дошкольников имеет руководство взрослых (родителей и воспитателя). Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействуя с родителями воспитанников, прежде всего, было важно объяснить, что обучая трехлетних детей жизни навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности которое является великим достижением этого возраста. И может быть удовлетворено в самообслуживании. Особое терпение и такт требуется, чтобы не погасить детскую инициативу. Посещения родителями группы, просмотр и обсуждение с ними видеоматериалов, отражающих режимные моменты, проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, оформление информационных листов, буклетов, привлечение к показам кукольных спектаклей, позволили выработать единый взгляд на возможности детей.
Подведем итог:
В результате применения данных методик, мною была отмечена положительная динамика. Это нашло отражение в следующем: дети стали уделять больше внимания повседневным режимным моментам, казав­шимся им ранее скучными и неинтересными, у многих из них повысилось качество выполнения тех или иных действий, что в будущем приведет к формированию устойчивых лич­ностных новообразований в виде навыков. Ведь то, что получа­ется у ребенка хорошо, за что его хвалят и поощряют, он захочет повторять вновь и вновь, а постоянное повторение и упражнение в действии неизбежно приводит к выработке в человеке не только навыков, но и привычек.
Литература:
1.       Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.
2.       Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я росту. Волгоград: Учитель. 2013г
3.       М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.
4.       Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
shatova.elena2011@yandex.ru
8921-472-47-98
2017