Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность, малыш лучше запоминает, устанавливает причинно – следственные связи.
Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Опорой для их выработки является ведущая для этого возрастного периода деятельность, поэтому хороший эффект дают воспитательные приемы, построенные на игровых методиках. Игра является не только эффективным воспитательным средством, но и обязательным условием формирования у детей навыков и привычек, одобряемых большинством членов социума и считающихся полезными. Наряду основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков помимо рационально организованной обстановки, четкого режима дня и личный примера педагога, учитывая вышесказанное, мною были отобраны следующие технологии воспитания:
Периодически детям предлагались для прослушивания или чтения вместо известных всем стихотворений так называемые ремейки. Неожиданная интерпретация знакомых с ранних пор стихотворений вызвала у большинства детей удивление, повышение познавательной активности и растущий интерес к казавшимся повседневными и не заслуживающими внимания «мелочам жизни». Методика «ремейк» пластична и вариативна, достаточно лишь проявить творческий подход к широко известным и детям, и взрослым поэтическим, художественным произведениям. Потенциал в этом плане могут представить произведения различных популярных в разные годы детских авторов, например, Агнии Барто.
Я люблю свою лошадку,
Дал ей персик сладкий – сладкий!
А лошадка вдруг сказала:
- Ты помой его сначала!
Проанализировав раздел программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2014г. - «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников. Поэтому, еще одной находкой в организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были эффективны, в достижении поставленной цели, становятся оздоровительные паузы с элементами самомассажа тела, лица, пальчиковых игр, занятия, представленные в виде пятиминутки здоровья. Целью, которых является формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Доступными и интересными приемами решена проблема самопознания ребенка, а оригинальная музыка создает прекрасный эмоциональный настрой (М.Л Лазарев программа «Здравствуй!»). В данном случае минутки здоровья служили одновременно и дополнительном средством педагогической диагностики, которую не всегда качественно можно осуществить в повседневных условиях. Одним из видов дидактической игры, которые я использовала в ходе воспитания детей как субъекта здоровье сберегающей деятельности и поведения становятся игры – эксперименты, или игры – путешествия. Для воспитания полезных навыков и привычек большое внимание уделяется театрализованной деятельности, играм – этюдам на основе литературного текста и кукольным спектаклям.В рамках своей работы я пришла к выводу что, внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс необходимо. При отборе содержания проекта "Почему мы моем руки" я опиралась на имеющиеся у детей потребности и интересы. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать.
Актуальность проекта "Почему мы моем руки"
На выбор темы проекта меня побудило поведение ребенка дошкольника. В ходе образовательной ситуации «Водичка, водичка, умой мое личико!» (целью которой было вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания) ребенку было предложено;
• Рассмотреть сюжетную картинку (девочка моет руки).
• Ответить на вопросы
• Предложено отправиться в гости к Мойдодыру (пойти вымыть руки). Ответ ребенка - «А зачем? Я дома мыл руки!»
Причина ясна - не сформированы мотивы и положительное отношение к гигиенической культуре, нет потребности следить за чистотой тела.
Паспорт проекта "Почему мы моем руки"
Девиз: «Давайте хорошему вместе учиться, плохими ребятами быть не годится!»
Тип проекта:
по количеству участников: групповой.
по направленности: познавательно - творческий, по приоритету: оздоровительный.
По продолжительности: средне - продолжительный (2 месяца).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Цели: создание условий для формирования у детей гигиенических навыков. Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
разработать план мероприятий, направленных на понимание важности заботы о собственном здоровье;
привлечь родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
разработать и внедрить в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
развивать способности к поисковой деятельности.
Объект: воспитательно-образовательный процесс.
Предмет: культурно-гигиенические навыки.
Гипотеза
Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия: систематизировано и целенаправленно организована работа по гигиеническому воспитанию дошкольников.
будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Новизна.
Заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
Теоретическая значимость.
Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость.
Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
1. Дошкольники самостоятельно и осознанно будут выполнять процесс мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата.
2. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Контроль над реализацией проекта:
уровень сформированности навыков;
уровень социализации личности.
Методы исследования.
Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация. Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.
Механизм реализации проекта:
Первый этап. Постановочный.
Составление обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Создание банка идей и предложений.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Создание предметно - развивающей мини среды для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно - образовательного процесса.
Второй этап Реализация проекта
Работа с воспитанниками
Коллаж «Предметы гигиены»
Беседы «Умывание каждый день», «Купаться любят все».
Образовательная ситуация «Свет мой зеркальце скажи и чистюлю (грязнулю) покажи.
Познавательные занятия «Почему мы моем руки»
Игра - экспериментирование «Грязные и чистые руки», «Делаем мыльные пузыри».
Фольклор (потешки, песенки, пословицы, загадки).
Чтение художественной литературы, с последующим обсуждением.
Презентация «Путешествие в город предметов личной гигиены», «Чистота и аккуратность».
Развлечение «В гостях у Лены Гигиены».
Показ кукольного спектакля «Будь здоров - тебе не надо докторов».
Подвижная игра «Ловишка - убежим от микробов».
Работа с родителями.
1. Консультация «Как обучать малыша культурно - гигиеническим навыкам».
2. Выпуск папки «Интерьер Мойдодыра!»
3. Выпуск буклета «Воспитание гигиенических навыков у детей».
4. Презентация фильма «Чисто жить - здоровым быть»
5. Домашнее задание (совместная деятельность родителей и детей) придумать и нарисовать упаковку для новых сортов зубной пасты и мыла.
6. Выпуск группового альбома «Чистота и аккуратность».
Содержание: художественное слово (потешки, стихи, загадки, пословицы и иллюстрации к ним); эмблема и девиз семьи; фотографии детей отражающие гигиенические процессы.
7. Кукольный спектакль «Как Цып научился мыться»
8. Обновление интерьера туалетной комнаты для детей.
Третий этап. Заключительный.
1. Оформление правил «Как нужно мыть руки» в группе.
2. Создание проекта программы «Здравия желаю тебе, малыш!» (Воспитание - культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников).
Следует обратить внимание на создание эстетической мини – среды.
Ведущими ее элементами являются: схемы - модели (алгоритмы мытья рук и одевания на прогулку); разрешающие и запрещающие знаки, которые устанавливают правила поведения детей в группе; кукла - образ «Тетушка Мочалка»; игрушки театра «Би – ба – бо» - кот Этикет, мышка Эстетика, Зубная фея; «Сундучок чистоты»; персонажи: Лена - гигиена, Незнайка, Неумейка; подборка различных по характеру, жанру литературных и музыкальных произведений. Все эти пособия способствуют воспитанию привычки к аккуратности, чистоте, привитии простейших навыков самообслуживания.
Для эффективного культурно – гигиенического воспитания младших дошкольников имеет руководство взрослых (родителей и воспитателя). Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействуя с родителями воспитанников, прежде всего, было важно объяснить, что обучая трехлетних детей жизни навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности которое является великим достижением этого возраста. И может быть удовлетворено в самообслуживании. Особое терпение и такт требуется, чтобы не погасить детскую инициативу. Посещения родителями группы, просмотр и обсуждение с ними видеоматериалов, отражающих режимные моменты, проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, оформление информационных листов, буклетов, привлечение к показам кукольных спектаклей, позволили выработать единый взгляд на возможности детей.
Подведем итог:
В результате применения данных методик, мною была отмечена положительная динамика. Это нашло отражение в следующем: дети стали уделять больше внимания повседневным режимным моментам, казавшимся им ранее скучными и неинтересными, у многих из них повысилось качество выполнения тех или иных действий, что в будущем приведет к формированию устойчивых личностных новообразований в виде навыков. Ведь то, что получается у ребенка хорошо, за что его хвалят и поощряют, он захочет повторять вновь и вновь, а постоянное повторение и упражнение в действии неизбежно приводит к выработке в человеке не только навыков, но и привычек.
Литература:
1. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.
2. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я росту. Волгоград: Учитель. 2013г
3. М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.
4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
shatova.elena2011@yandex.ru
8921-472-47-98