НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Реуцкая Н. В. Урок географии в 7-м классе «Географическое положение Евразии» (технология лэпбук)

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Цель:
- Образовательная: ученики смогут определять координаты географических объектов, выявлять особенности географического положения Евразии; знать обязательную номенклатуру по изучаемой теме.
- Развивающая: учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умения работать с различными источниками информации, картами атласа, учебником, дополнительной литературой, настенной картой; развивать умения адекватно мыслить и действовать в ситуации выбора;
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.         Организационный этап
Доброе утро ребята. Рада приветствовать Вас в этот яркий и солнечный день! Сегодня нас ждёт с Вами необычное погружение в мир географии. (Деятельность учащихся: настраиваются на предстоящую работу).
II.      Актуальность и целеполагание
Перед Вами необычная карта, на ней много белых пятен. Я думаю, что вы уже достаточно знаете и большинство из этих пятен, Ваши знания помогут закрыть. Давайте начнём!
1. Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк. АФРИКА
2.Самый сухой материк
Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади. АВСТРАЛИЯ
3.Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.
На материке протекает много полноводных рек. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
4.Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
Здесь нет ни одного государства. АНТАРКТИДА
5. Здесь самая изрезанная береговая линия.
Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Часть этого континента принадлежала России.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Молодцы. Вы неплохо знаете особенности изученных материков.
Посмотрите, у нас осталось самое большое пятно, которое закрыть нам сегодня и предстоит. Вы догадались, о каком материке идёт речь? Закрыть это белое пятно на карте, мы сможем, изучив географическое положение Евразии. (Деятельность учащихся: формируют тему урока, цель, ставят задачи достижения результата, при необходимости отвечая на вопросы. Вспоминают, особенности других материков).
III.   Ознакомление с технологией лэпбук
Вам, конечно же, уже хорошо знаком алгоритм изучения географического положения материка. Но сегодня, мы будем изучать его необычно, на коленях. С помощью лэпбука. Перед Вами книга, которую сделали учащиеся моей школы по теме «Австралия». Сегодня я предлагаю попробовать создать такую книгу и Вам. Создание лэпбука состоит из нескольких этапов. Первый этап создание основы, но я выполнила его уже за Вас. Предлагаю начать со второго этапа – выполнения задания. И третий этап – все Ваши знания, вы должны оформить в виде кармашков, гармошек и секретиков. Получившиеся красивые лэпбуки, я предлагаю передать, учащимся младшей школы, изучения материков на уроках окружающего мира.
IV.   Создание лэпбука
У вас на столах ест карточки с заданием, договорившись в группе, распределите задания между собой, но если вы выполнили свое задание, можете помочь своему товарищу, поскольку от успеха каждого из Вас зависит успех всей группы. Обратите внимание, в конце урока Вам будет необходимо оценить работу своей группы, оценка всей группы складывается из оценки каждого задания.
Итак, начинаем. Откройте, пожалуйста, свои заготовки и первое задание выполним вместе.
Евразия – это величайший материк Земли. Евразия занимает 1/3 всей суши. Площадь составляет 54 млн.км. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым (30,3+24,2). Евразию образуют две части света Европа и Азия. Условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море.
Название «Европа» произошло от ассирийского слова «эреб» - заход солнца, запад. Так древние народы – финикийцы называли страны, лежащие к западу от Средиземного моря. Название Азия, означающее «утренняя страна», произошло от ассирийского слова «асу» - восток, восход. Так финикийцы называли страны, лежащие к востоку от Средиземного моря. (Деятельность учащихся: работают с физической картой -Евразии. Заполнение лэпбука с помощью карт, дополнительной информации, учебника).
V.     Физминутка
Думаю, Вы уже справились с заданиями, давайте немного отдохнем. Представьте себе, что это и есть Евразия. Пока играет музыка в течение 30 секунд, Вам нужно разместить географические объекты на географической карте. Итак, молодцы, поднимите свои карточки, а гостей мы попросим оценить, правильно ли Вы полнили задания.
VI.   Афиширование
Переходим к следующему этапу. Задание № 1 нам представляет 1 группа и т.д. Оценивание. Критерии оценки. Оцените себя. Оценка лэпбука. Будем считать, что какую -то часть информации мы уже получили, и первая группа имеет право закрыть одну часть. (Деятельность учащихся: ученики (по группам ) дают характеристику географическому положению Евразии. Каждая группа показывает Лэпбук созданный своей группой. И рассказывают об одном из выполненных заданий. Группы проводят самоанализ работы, анализируют работу всех членов групп, оценивают по 5-ти бальной системе достижения результатов).
VII. Итог урока
Посмотрите на нашу карту, белых пятен на ней не осталось. Что позволило нам это сделать?
Как вы считаете, всё мы узнали про Евразию? Сегодня вы узнали, о большом количестве географических объектов. Вы узнаете, кто дал им эти названия и когда они были открыты, вы узнаете, выполнив домашние задание. (Qr- код). (Деятельность учащихся: ученики получают домашнее задание на Qr – коде.).

Приложение

Задание № 1

«Найди меня»

Задание № 2

«Евразия в цифрах»


1.Обозначьте на контурной карте в лэпбуке красным цветом экватор, нулевой и 180 меридианы, северный полярный круг и северный тропик.
2. Подпишите на контурной карте площадь материка.
3.Сделайте вывод, в каких полушариях находится материк:__________________
_________________________

1.Выберите координаты крайних точек, наклейте их на контурную карту в лэпбуке, подпишите их названия.
2.Обозначьте звёздочками местонахождение Москвы и Иркутска.
3. Определите протяжённость Евразии (используя линейку) в км. с С-Ю и с З-В и нанесите полученный результат на контурную карту.
4. Вычеркните из предложения лишнее.
Большая/маленькая протяжённость материка влияет на разнообразие климатических поясов/глубину озёр/природных зон/формы рельефа/высоту гор/силу землетрясения.

Задание № 3

«По морям и океанам»

Задание № 4

«Три экватора»

1.Определите, какие океаны омывают материк, наклейте их названия на карту в лэпбуке.
2.Составьте перечень морей, относящихся к каждому океану, нанесите их на элемент лэпбука и вклейте.

Протяжённость береговой линии Евразии - 120, 3 тыс. км.
1.Составьте характеристику береговой линии Евразии, используя дополнительный материал и запиши на элемент лэпбука (цветок).
2.Выпишите 3 самых крупных залива и 3 полуострова на элементы лэпбука (цветок), наклейте их.

Задание № 5

«Соседи» Евразии»

1.С помощью атласа, определи «соседей» Евразии, заполни пропуски в тексте и приклей свою карточку в лэпбук.
На природу Евразии влияют окружающие её материки.
Ближе всего на юго-западе находится _________________ отделённая ______________ каналом и ______________________проливом.
На востоке располагается ________­­­­­___________­­­­­­­­_________________­­­­­­­,
отделённая ______________ проливом.
«Мост» из островов Малайского архипелага связывает Евразию с ___________________.
Дальше всего находятся Южная Америка, которая отделена от Евразии _____________________ океаном, а через
_______________ океан, расположена Антарктида.

Задание № 6

«Самые – самые»


«Самые – самые»

1.На страницах лэпбук разместите 5 интересных или удивительных объектов Евразии в рубрике «Самые – самые», используя для этого дополнительную информацию и Интернет.


1.________________________
__________________________
__________________________
2. ________________________
__________________________
__________________________
3. ________________________
__________________________
__________________________
4. ________________________
__________________________
__________________________
5. ________________________
__________________________
__________________________

Библиографический список

1.       Галеева Н.Л.: Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии.- М.: «5 за знания», 2006.-144 с.
2.       Притула Т.Ю.: Физическая география материков и океанов. - М.: ВЛАДОС, 2004
3.       Физическая география материков и океанов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Рябчикова. М.: Высшая школа, 1988.592 с.
2020