НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мищенко В.Ю., Маковецкая Е.П. Метод круговой тренировки как способ улучшения психоэмоционального состояния дошкольника в период кризиса семи лет

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Аннотация. Как многим известно, ребенок в возрасте 6-7 лет переживает так называемый «кризис семи лет». Это в основном проявляется в поведении и психоэмоциональном состоянии ребенка. Чаще всего ребенок становится упрямым, капризным, отказывается выполнять какие-либо задания. Всё это связано с тем, что прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром уже не работают и их необходимо менять. В данной статье будет раскрыт один из способов улучшения психоэмоционального настроя на занятиях по физической культуре в ДОУ по методу круговой тренировки.
Ключевые слова: психоэмоциональный настрой, кризис семи лет, физическая культура

Прежде всего нужно понимать, что кризис — это временный период и нужно с понимаем к этому, относится. На агрессию ребенка не нужно отвечать агрессией. В возрасте 6-7 лет многие из нас возможно замечают, что ребенок отказывается выполнять какие-либо задания, заниматься, интересоваться чем-либо и т. д. Данная проблема поднялась на занятиях по физической культуре, где дети всегда чувствуют больше свободы действий, но под конец учебного года отказывались от занятий.
Так почему же дети в кризис отказываются от всего и ничего не хотят делать? Ответ очень прост, педагоги и родители исчерпали все стандартные подходы к ребенку. Поэтому мы решили провести эксперимент на занятиях по физической культуре методом круговой тренировки, где ребенок сможет снова почувствовать свободу действий, выплеснуть негативные эмоции и снова заинтересоваться занятиями не только физической культурой, но и в других занятиях которые проходят в детском саду согласно ФГОС.
Итак, что же такое круговая тренировка и что она из себя представляет? Круговая тренировка- это форма занятий на которых группа или человек выполняет различные физические упражнения на заданных местах (станциях) определенное время, после окончания тайминга происходит смена заданных мест (станций) , в основном эти станции распложены по кругу, поэтому и переход от станции  к станции идет по кругу, отсюда и происходит название «круговая тренировка». Количество станций с различными упражнениями зависит от интенсивности тренировки и их может быть разное количество от 2 станций до 15, но обычно применяют 8 станций для разнообразия и интенсивности.
Почему же мы для эксперимента решили применить метод круговой тренировки? Потому что круговая тренировка представляет собой цикл непрерывных различных упражнений, где предположительно детям некогда будет отвлекаться на различные раздражители и сконцентрировать свое внимание на выполнение упражнений, а так же научиться самостоятельно выполнять эти упражнения без чьей либо помощи.
Для организации круговой тренировки был подготовлен зал из 8 станций с новыми и знакомыми упражнениями для детей. Станция № 1 была направлена на воздействие мышц ног. Станция № 2 – воздействовала на мышцы рук. Станция № 3 – воздействовала на плечевой пояс. Станция №4 – воздействовала на мышцы пресса. Станция № 5- воздействовала на мышцы спины. Станция № 6 - воздействовала группы мышц ног и рук. Станция № 7 – воздействовала на группу мышц спины и плечевого пояса. Станция № 8- была предназначена на беговое упражнения на месте, развитие дыхательной системы. На выполнение упражнений на каждой станции давалось 30 секунд. Для большей заинтересованности и лучшей интенсивности выполнения упражнений включалась музыка, а при переходя от станции к станции выключалась. Конспект данного занятия будет представлен в Приложении 1.
Перед проведением круговой тренировки, мы отобрали 8 детей подготовительной группы, у которых было зафиксировано проблемное поведение, которое характерно кризису 7 лет.
В начале занятия с детьми была проведена беседа, о том, чем они будут заниматься, где какая станция, на что она воздействует, а также был выполнен показ упражнений на всех станциях и как переходить от одной станции к другой, а так же было проведено короткое анкетирование на выявление психоэмоционального состояния до начала занятия. По результатам анкетирования (Приложение 2) (Рис. 1) мы определили, что у детей до начала занятия было плохое настроение, дети не шли на контакт, было выявлено агрессивное поведение, отказ от каких-либо действий, психологическая усталость.

Рис. 1

Первый круг был выполнен достаточно тяжело, дети не много растерялись, после выполнения упражнений перепутали стороны перехода, что свойственно для таких детей, но на втором, третьем круге и последующие, уже более уверенно выполняли упражнения. Во время выполнения упражнения детям было разрешено выплескивать все виды эмоций. Дети могли, кричать, смеяться, сильно топать ногами, высказывать свое недовольство. Это все было сделано для того, чтобы дети могли выплеснуть свои все негативные эмоции, а также узнать, что их беспокоит и найти способ избавиться от этого беспокойства.
По окончанию занятия с детьми было повторно проведено анкетирование на определение психоэмоционального состояния. По результатам анкетирования (Приложение 3) (Рис. 2) мы выявили улучшения психоэмоционального состояния, настроение было хорошим, агрессивное поведение отсутствовало, дети с удовольствием отвечали на все заданные вопросы, были готовы выполнять еще различные задания.

Рис. 2

Таким образом можно подвести итог. Если у детей 6-7 лет начинается проявляется кризис, не нужно его наказывать или жаловаться родителям на его поведение, а нужно найти новый подход, дать ребенку высказаться и выплеснуть все свои эмоции. Для лучшего выплескивания эмоций нам помогла круговая тренировка. Такие же методы, где ребенку будут разрешать все виды эмоций (в пределах разумного) на других занятиях, помогут ему быстрее пережить этот кризис и быстрее психологически восстановиться.

Библиографический список:

1.    Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада. М.: Физкультура и спорт, 2008. — 356 с.
2.    Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — 2-ое изд. — Минск: Высшая школа, 2010. — 253 с.
3.    Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис… канд. пед. наук. — М., 2007 г. — 157 с.
4.    Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.; 2008.
5.    Кряж B.Н Круговая тренировка в физическом воспитании детей. — М.: Высшая школа, 2012. — 120 с.
6.    Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка (Психолого-педагогические основы). // Дошкольное восп. — 2004 — №1-4.
7.    Кузнецова М.Н. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное восп. — 2002. — №11. — с. 14-19
8.    Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. — Лондон, 2008. -78 с.
9.    Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения легкой атлетики // Физвоспитание студентов: Сб. — Казань, 2007.
10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: 2006

Приложение 1.

Конспект круговой тренировки

Станция № 1 – приседание с грузовым мячом
Станция № 2 – Отжимания
Станция № 3 – Подтягивания на резинке (ребенка страховать обязательно!)
Станция № 4 – Поднимание туловища из положения лежа на спине на мате
Станция № 5 – Поднимание туловища из положения лежа на животе руки за головой на мате
Станция № 6 – Упражнение бёрпи
Станция № 7 – Стоя в планке выполнять пороты туловища поднимая поочерёдно руки вверх к потолку
Станция № 8 – бег на беговой дорожке

Приложение 2.

Анкетирование до начала занятия

1. Как ты себя чувствуешь?
2. Какое у тебя настроение?
3. Выбери цвет начала урока?
Зеленый - спокойствие, нейтральное настроение;
Синий - печаль, пониженное настроение;
Красный- активность, бодрое, приподнятое настроение;

Приложение 3.

Анкетирование после окончания занятия

1. Как ты себя чувствуешь?
2.Изменилось ли твое настроение?
3. Выбери цвет конца урока?
2022