НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Теверова О.И., Васильева Ж.Н. Совместная деятельность инструктора по физической культуре и педагога- психолога по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


1.       Введение

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако тут же возникают две проблемы:
Первая – родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, забывая, что на формирование мыслительных способностей влияет именно физическая деятельность.
Вторая - у родителей обычно не хватает времени на воспитание ребенка. Возрастает напряженность взаимодействия родителей с детьми, выражающаяся со стороны взрослых в непонимании чувств и настроения ребенка, в неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в дефиците тепла и ласки.
Для преодоления этих проблем в условиях дошкольного учреждения необходимо объединить усилия таких специалистов как: инструктор по физической культуре и педагог – психолог, для организации совместных физкультурных занятий с непосредственным участием в них родителей.
Что способствует гармонизации детско – родительских отношений, воспитанию здорового образа жизни, укреплению связей детского сада и семьи.

2.       Основная часть

Соведущими физкультурных занятий родителей с детьми являются инструктор по физической культуре и педагог – психолог. Тесное сотрудничество этих специалистов позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, так как:
1.       Родители с удовольствием приходят, чтобы заниматься физкультурой вместе с ребенком.
2.       Совместная двигательная деятельность вместе с ребенком раскрепощает родителей.
3.       Родители полностью сосредоточены на своих детях, и это дает возможность каждому взрослому оценивать результаты своего воспитания, как физического, так и духовного.
4.       Родители знакомятся со здоровьесберегающими техниками и охотно осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком.
Инструктор по физической культуре и педагог-психолог помогают родителям приобрести и теоретические знания, и освоить практические умения в области физического воспитания детей. А также, родители, сосредоточивают свое внимание исключительно на ребенке, что доставляет ему огромную радость.
В течение всего занятия любимые мама и папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать новые интересные упражнения.
Совместные занятия предоставляют возможность родителям освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье, снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, увидеть работу детского сада по развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.
Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, увидеть, как ребенок взаимодействует с другими людьми; какую радость и пользу приносят ребенку игры, упражнения и соревнования. В процессе освоения совместных движений с ребёнком с дополнительной помощью педагога-психолога происходит коррекция семейных отношений между родителями и детьми.
Совместные физкультурно - психологические занятия для родителей с детьми, посредством тесного сотрудничества инструктора по физической культуре и психолога позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым, мотивации родителей на дальнейшую работу.
Участие педагога-психолога на таких занятиях просто необходимо, и это объясняется следующим. Двигательная деятельность раскрепощает родителей, снимает с них «зажимы» — родители ведут себя естественно. Поэтому становятся явными часто скрытые родителями противоречия в отношениях с собственным ребенком: непонимание ребенка; неумение с ним договориться; неадекватное поведение мамы (одергивание ребенка, повышение голоса на ребенка и т.д.); зачастую ребенок не слышит и не понимает маму. В этих ситуациях на помощь приходит педагог-психолог, который оказывает психологическую поддержку и помощь как детям, так и взрослым на занятии (дает совет, помогает разрешить конфликтную ситуацию между взрослым и ребенком, обращает внимание родителей на выход из сложившейся ситуации).
Благодаря такой организации в процессе двигательно-игровой деятельности на занятии происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, становится возможным оказание психологической поддержки и помощи семьям.
Таким образом, тесное сотрудничество специалистов: инструктора по физической культуре и педагога - психолога — позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Гармонизация отношений между родителями и детьми на физкультурно - психологических занятиях формируется в процессе:
- установления эмоционально - тактильного контакта взрослого с ребенком (взрослый прикасается к ребенку, поглаживает его, обнимает, целует);
- выполнения физических упражнений в детско-родительской паре и ощущения радости от совместной двигательной деятельности;
- межличностного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;
- совместного решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активнос
Инструктор по физической культуре и педагог-психолог являются соведущими физкультурно - психологических занятий для родителей с детьми. Каждый из специалистов выполняет свои функции на занятии:
Инструктор по физической культуре:
- проводит беседы с родителями о здоровьесберегающих техни­ках и приемах;
- осуществляет показ физиче­ских упражнений;
- помогает выполнять физиче­ские упражнения в детско - родительской паре;
- дает указания и объяснения родителям и детям.
Педагог-психолог:
- ведет наблюдение за поведени­ем родителей и детей;
- проводит здоровьесберегающие игры и упражнения;
- своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить;
- помогает найти оптимальный способ детско-родительской коммуникации.
На совместных занятиях, инструктор по физической культуре и педагог – психолог используют такие здоровьесберегающие технологии, как: кинезиологическая гимнастика, фитбол - гимнастика, массажные шарики «Су – Джок», дыхательная гимнастика.
Инструктор по физической культуре проводит упражнения, с использованием коррекционных мячей – фитболов. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Занятия с фитболами укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно – воспитательный процесс.
Педагог – психолог проводит с детьми кинезиологическую гимнастику, направленную на развитие межполушарного взаимодействия - синхронизацию работы полушарий мозга, через движения рук и тела. Что повышает функциональные возможности мозга, развивает спортивные навыки, концентрацию внимания, улучшает равновесие и координацию. С помощью кинезиологической гимнастики интегрируется система «тело – интеллект», расширяется поле видения, умение слушать и слышать, чувствовать свое тело.
Также, во время совместных занятий с инструктором по физической культуре, педагог – психолог учит детей самомассажу при помощи шариков «Су – Джок».
Су – Джок – терапия относится к наилучшим методам самомассажа настоящего времени. Этот игровой предмет-помощник мягко массирует кончики пальцев ребенка, ладони, закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений рук и ручную умелость. Способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обаяние) и переработки информации, улучшает функции рецепторов, тонизирует ЦНС.
Данный метод способствует общему укреплению организма ребенка, эффективно развивает эмоционально-волевую и познавательную сферу, стимулирует речевые зоны коры головного мозга; совершенствует навыки пространственной ориентации, а также, развивает психические процессы (мышление, речь, внимание, память).
Оздоровительный массаж рук благоприятно воздействует на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье. Массажный шарик «Су – Джок» эффективно и просто оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка.
Дыхательная гимнастика проводится педагогами и для восстановления организма после интенсивных упражнений, и как самостоятельный вид деятельности на занятии, который способствует развитию органов дыхания и фонационному (озвученному) выдоху; увеличению объема легких; выработке более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
В процессе выполнения дыхательных упражнений каждая клетка организма наполняется кислородом. Правильное дыхание упрощает подачу кислорода к мозгу, что означает более быстрое и понятное усвоение окружающей информации. Кроме того, правильное дыхание начинает стимулировать работу сердца, восстанавливает нервную систему и укрепляет защитные силы организма ребенка:
• упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
• правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
• дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Выполнение дыхательных упражнений отличный способ поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.
Под влиянием использования здоровьесберегающих техник в организме происходят положительные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Следует отметить, что приведенные выше техники удобны в применении, органично вписываются в структуру занятия, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием!
Все представленные упражнения предусматривают формирование у детей активной позиции в отношении собственного здоровья.

3.       Заключительная часть

Результатом работы являются: эмоциональное сближение родителей и детей, установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми; установление доверительных отношений психолога и родителей; увеличение количества родителей, обращающихся за консультациями к педагогу - психологу после участия в совместных занятиях.
Проводимая таким образом физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Также, инструктор по физической культуре и педагог - психолог осуществляют систематическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков: в конце каждого совместного занятия родителям предлагаются буклеты. В содержании этой текстовой информации для детско-родительской пары описаны и схематично изображены упражнения, описаны здоровьесберегающие техники. Буклеты — это эффективная форма текстовой информации, которая позволяет создать у родителей интерес к совместным физкультурно - психологическим занятиям с детьми и повысить педагогический уровень знаний у взрослых по вопросам физического и психологического воспитания собственного ребенка.
Приобретенный на совместных физкультурно – психологических занятиях опыт позволяет сделать вывод, а том, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, а физические упражнения при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором для нормального формирования и развития детского организма.
Библиографический список:
1. Казина О.Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей». - Издательство «Академия развития», Ярославль, 2005.
2.Попова М.Н. «Навстречу друг другу». – Санкт - Петербург: ЛОИРО, 2001.
3.Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - Издательство «Речь», Санкт – Петербург, 2009.
4.Прищепа С.С. «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду». – Издательство «Аркти», Москва, 2011.
5.Стефанович И.А. «Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3 – 7 лет». - Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.
2019