Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Фоменко Г.А. Применение на уроках русского языка и литературы инновационных технологий

Библиографическое описание:
Фоменко Г.А. Применение на уроках русского языка и литературы инновационных технологий // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Последние годы многое изменилось в современном образовании. Сегодня нет такого преподавателя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким, познавательным? Как заинтересовать школьников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы обучающиеся на его уроке работали добровольно и познавали предмет на максимально успешном уровне?

Сегодня общество предъявляет особые требования к школе и к системе образования. Выдвигаются новые цели и методы обучения, среди которых не только пополнение учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе образования XXI века немаловажной является активность как учителя, так и ученика. Этой цели - воспитанию активной, творческой личности, желающей учиться, познавать новое, и подчиняются основные задачи современного образования.

Передовые методики или инновация в обучении в настоящее время позволяют организовать учебный процесс так, чтобы урок приносил ребёнку пользу, не превращаясь в развлечение или игру. И, возможно, именно на таком уроке, такого формата, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение», в чем его плюсы и достоинства?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и приравнивается к понятию «новшество», «новизна». Вместе с тем инновация в переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Этот смысл вложил в термин «инновационное» в 70-е годы ХХ века Дж. Боткин. Он и наметил основные аспекты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самостоятельному поиску решений, к самосовершенствованию и к совместной деятельности в новой ситуации.

На наш взгляд актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- преодоление авторитарного стиля в системе преподавания;

- соответствие концепции гуманизации образования;

- поиск условий для раскрытия творческих способностей ученика;

- использование личностно - ориентированного обучения;

Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества учителя и ученика;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развитие критического мышления;

- создание ситуации успеха на уроке;

- проблемное обучение;

- развивающее обучение.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

-усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные подходы к форме уроков.

А теперь мы хотим перейти от принципов инновационного обучения к методам. В обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- опорный конспект;

- ассоциативный ряд;

-интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

-кластеры;

-эссе;

- медиапроектроекты;

- исследование текста;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

На уроках русского языка и литературы мы используем чаще всего технологии развития критического мышления и проблемного обучения.

Успешными являются многие вышеперечисленные приёмы, но наиболее успешными и часто применяемыми являются следующие:

Например, «погружение», о котором впервые упомянул педагог-новатор М.П. Щетинин в книге «Объять необъятное», предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами «погружения» повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.

Впервые элементы данной технологии были нами применены в 5 классе при изучении тем, связанных с развитием речи. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, познавательнее была использована технология «погружение» и в более широком смысле: уроки были объединены одной темой. Применялся дидактический материал на зимнею тематику, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; обучающиеся выходили на прогулку в зимнюю рощу, где вели наблюдение за окружающей природой, выразительно читали стихотворения С.А. Есенина об этом времени года. Итогом рабочего дня стала подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на зимнюю тему.

Урок-презентация, или урок-представление - активизация учебного процесса, это самое верное средство увлечь школьников учёбой.

Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества, развивающие личность, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе, - эти задачи обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями в содержании образования. Уроки литературы призваны помочь обучающимся понять природу и специфику литературы как вид искусства, определить её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

- уважение к различным точкам зрения ее участников;

- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Эффективной является на уроках и работа с синквейнами.

Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит обучающихся осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно знание текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Примеры синквейнов, написанные учениками:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

В. Распутин «Уроки французского».

Учительница,

Настоящая, добрая,

Учит, воспитывает, любит.

Дала лучший в мире урок.

Добродетель.

Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель, результат. Используя на уроках инновационные технологии, мы убеждаемся, что данная технология позволяет поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в обучающихся чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.

Библиографический список

1. Боткин Дж. Инновационное обучение // Вопросы образования. 1983. № 1.

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. КАРО, 2009.
2024