Программное содержание: формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, закрепить знания детей о том, как белка готовится к зиме; упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели, составлять модель ранее заученного стихотворения, развивать умение соотносить знакомые символы с образами, составлять прилагательные из существительных (клен -кленовый, береза -березовый, дуб -дубовый, рябина -рябиновый); совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. Наглядный материал: картина «Белочка», аудиозаписи «Звуки леса», «Песня Белочки», игрушки ЕЖИК и БЕЛОЧКА, листочки разных деревьев(сухие или бумажные), картина модель для составления рассказа, бумажные листы А4 с пустыми окружностями для составления рассказа про белочку(на каждого ребенка), фломастеры на всех детей, предметные картинки для составления рассказа-рисунка (солнышко, тучка с дождем, цветы, трава, дерево, гриб, орехи, шишки), магнитные буквы. Предварительная работа: чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Белка», разучивание потешек, загадок, стихотворений про белку, рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса».
Ход игровой обучающей ситуации
Звучит аудиозапись «Звуки леса». Дети вместе с воспитателем входят в группу. Воспитатель: Смотри, всё ближе с двух сторон Нас обнимает лес дремучий, Глубоким мраком полон он, Как будто побежали тучи. Ребята, мы с вами пришли в лес, и будем вести себя тихо, чтобы никого не вспугнуть. Дети замечают игрушечного ежика. Он грустный. Воспитатель: Ежик говорит, что он друга себе ищет, оттого, что он колючий, некоторые звери боятся с ним дружить. Ребята, давайте вместе мы будем искать для ежика друга. Ежик, мы тебе предлагаем дружить с одним очень интересным зверьком, он наверняка захочет с тобой подружиться, а мы с ребятами тебе о нем расскажем со всеми подробностями, а ты внимательно слушай. Для начала я загадаю всем загадку: С ветки прыгает на ветку, Но на землю сходит редко. Тельце маленькое хрупко, Постоянно носит шубку. Коготки на лапках остры: По стволу взбежать не просто! По ветвям летит, как стрелка, Это рыженькая ……… Дети: Белка! Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь вы вспомните все загадки про это животное. Дети рассказывают загадки про белочку: 1)Светки на ветку Могу я летать. Рыженький хвост Никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть- Надо грибы для зимы собирать. 2)Рыжий маленький зверек По деревьям прыг да скок. Он живет не на земле, А на дереве в дупле. 3)По деревьям ловко скачет И в дупло орешки прячет. 4)Зверь пушной живет в дупле, Любит там сидеть в тепле. Хоть дупло совсем не грелка, Зиму там проводит белка 5) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой А в рыжей шубке летом. Воспитатель: Молодцы! А теперь угадайте загадку по этой картинке. (Показывает модель загадки, дети угадывают) 6) Быстрый рыжий Огонек Между елок прыг да скок. Дубы грибами наряжает, Детвору он обожает. С ветки на ветку- Просит конфетку. Воспитатель: Милый ежик, ребята еще тебе расскажут стихотворение о том, как белочка делает себе запасы. Стихотворение называется «Запасливая белка». 1-2 ребенка рассказывают стихотворение по заранее составленной модели. Воспитатель: Ежику интересно все про белочку, давайте мы с вами расскажем про нее по картинке, которую вы нарисуете. Сядьте поудобнее (дети садятся за стол), один ребенок выполняет задание у мольберта, другие -за столом на заранее приготовленных бумагах с кружочками, в которых дети рисуют образы-символы: Буква Б- белка Д- дикое животное Елка или дерево - живет в лесу Уши бельчат- у нее есть семья, бельчата Зубы волка- белка боится волка Ружье- еще боится охотников Гриб- любит грибы Шишки, орехи -любит шишки и орехи Дети рассказывают про белочку по составленным моделям. Воспитатель: Молодцы, а теперь составьте слова по указанным буквам про белку, какая она? Воспитатель на доску ставит магнитные буквы, дети составляют имена прилагательные: К- красивая П –пушистая Б – быстрая Л- ловкая Р- рыжая М- маленькая Воспитатель: Давайте поиграем с ежиком. Смотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Берите их. Дети берут листья, называют их: У меня кленовые листочки У меня березовые листочки. У меня рябиновые листочки. У меня дубовые листочки. Физкультминутка «Разные листочки». (воспитатель называет «покружились на ветру кленовые листочки»- кружатся только те дети, у которых в руках кленовые листочки; так воспитатель называет названия всех листочков). Воспитатель: Ребята, а как можно называть белку ласково? Дети: БЕЛОЧКА! Воспитатель: Правильно, угадайте, какая из схем подходит к слову БЕЛКА, какая- БЕЛОЧКА? Дети выходят к доске и объясняют свой ответ. Все замечают на елочке белку.приветствуют ее. Воспитатель задает детям вопросы: · Почему белка меняет к зиме рыжую шубку на серую? · Как называется жилище белки? · Как белка делает запасы к зиме?(прячет запасы под деревом, под кустом, в ямку, в мох, а грибы нанизывает на сучки деревьев). · Зачем белке такой пушистый хвост? Воспитатель: вот какая у нас белочка, милый ЕЖИК. Ребята, покажите какая у нас БЕЛОЧКА замечательный зверек. Упражнение «БЕЛОЧКА» Хвост пушистою дугой (дети показывают какой у белки хвост). Нам знаком зверёк такой (дети показывают ушки). Белка с ветки прыг да скок, (дети прыгают на двух ногах). Да орешки щёлк да щёлк (дети стучат кулачок о кулачок). Воспитатель: Ежик, послушай рассказ про Белочку, и ты обязательно захочешь с ней подружиться, а белочка и вовсю не боится твоих колючек. Воспитатель читает рассказ «Белочка». Выставляет модель рассказа на мольберте. Белочка- дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик-дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат. Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый. Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно предвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запас на зиму. У белок есть враги. Главный враг- куница. Сильные и злые куницы преследуют белок. Ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди- охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку. Главный корм белок- семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек). Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, желуди и ягоды. Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и варежки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка. Потому что она быстрая и ловкая. Воспитатель: Ну что, ежик, согласен ты подружиться с белочкой? А ты, белочка? Ребята, а давайте в честь дружбы ежика и белочки мы подарим Белочке картину. Игра «Я тебе подарю». Дети берут предметные карточки и прикрепляют на магнитную доску, в конце получится сюжетный рисунок. · Я тебе дарю СОЛНЫШКО, чтобы оно согревало тебя. · Я тебе дарю ДОЖДИК, чтобы он поливал травку, умыл тебя и всех зверей в лесу. · Я тебе дарю ДЕРЕВО, чтобы ты, Белочка, сделала там дупло. · Я тебе дарю ТРАВКУ, чтобы вы с ежиком прогуливались по ней. · Я тебе дарю ЦВЕТЫ, чтобы ты любовалась ими, и чтобы они украшали твой дом. · Я тебе дарю шишки, орехи, грибы, ведь ты ими питаешься. Воспитатель от имени ежика и белочки благодарит детей. Воспитатель: А БЕЛОЧКА нам подарит свою песню. Звучит аудиозапись «ПЕСНИ БЕЛОЧКИ». Воспитатель: До свидания, друзья! Белочка, мы обязательно придем к тебе еще раз в гости, подарим тебе выставку твоих портретов, которые приготовят наши ребята. Воспитатель раздает детям раскраски «БЕЛКА».