Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Лобода Т.В. Гимнастика после дневного сна в детском саду (младшая группа)

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

В современном мире, в условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего дошкольное учреждение, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Эта форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Дети занимаются в спальне или групповой комнате в трусиках и босиком.
В течение года используются разные варианты гимнастики.
1-й вариант. Разминка в постели и самомассаж.
Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются. Воспитатель выполняет вместе с ними комплекс общеразвивающих упражнений, повторяя каждое три-четыре раза.
1.Повороты головы вправо-влево, слегка приподнимая ее и опуская.
2.Поглаживание рук (правой, левой от кисти пальцев к плечу) и разведение рук в стороны, вперед, сжимание и разжимание кистей рук.
3. Сгибание ноги в колене. Выпрямление (вперед), сгибание и опускание (поочередно правой и левой ногой).
2-й вариант. Ходьба по игровой дорожке (массажные коврики, ребристые доски, модули «Улитка», «Черепашки» резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).
3-й вариант. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажерами: эспандеры, резиновые кольца, гантели, гири (весом 0,3-0,5 кг), массажеры (аналогичный комплексу утренней гимнастики).
4-й вариант. Гимнастика игрового характера.
Дети произвольно (под музыку) выполняют с игрушкой или пособием различные действия: ходьбу с подскоками, подбрасывание и ловлю мяча, прокатывание мяча в «воротики», танцевальные и ритмические движения и т.д. Звучит музыкальный сигнал - воспитатель предлагает убрать пособия и разложить мелкие предметы разного цвета по всему свободному пространству.
Игровое упражнение «Собери предметы одного цвета» (дети под музыку танцуют, выполняют различные ритмические движения). По сигналу быстро собирают предметы одного цвета, подсчитывают их. Воспитатель подводит итоги и поощряет детей.

Элементы закаливания

В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:

1. гимнастика в постели,
2. упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки,
3. дыхательная гимнастика,
4. индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Методика проведения гимнастики после дневного сна

Пока дети спят, педагог создаёт условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната), температура в которой с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочерёдное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели для детей младшего возраста около 2 – 3 минут;
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по специально изготовленным корригирующим дорожкам или комбинированной дорожке (например, сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идёт влажный солевой коврик и в заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук.
Далее дети выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и другие. Длительность этой части гимнастики для детей младшего возраста 3 – 5 минут; В заключение можно выполнить одно - два дыхательных упражнения, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивать дозировку дыхательных упражнений нужно постепенно.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное - всё это доставляет детям огромное удовольствие.

Задачи гимнастики после дневного сна:

·          эмоциональный настрой – создание радостного, весёлого, озорного настроения;
·          развитие мелкой и общей моторики;
·          развивать воображение, творчество, умение синхронного выполнения физкультурных упражнений;
·          развитие фантазии, умения придумывать и обыгрывать предмет, используя различные физические упражнения;
·          умение войти в образ и передать персонаж движениями, показать его настроение;
·          доставить радость движения;
·          вызвать желание перевоплощаясь, выполнять несложные, доступные физкультурные упражнения;
·          сочетать движения с вербальным действием;
·          закрепить желание самостоятельно создавать сюжеты и обыгрывать их, используя элементы физических упражнений, игр и т.п. в различных видах деятельности;
·          учить выполнять движения в соответствии с текстом.
«Гимнастика после дневного сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы ребенок проснулся в хорошем настроении».

Комплексы гимнастик пробуждения для детей младшей группы

Сентябрь «Малыши»

Текст

Движения

Слушай маленький народ,
Просыпайся поскорей!
Глазки открывайте,
Зарядку начинайте!
Дети просыпаются, встают с кроватей.
Каждый день в детский сад
Шагает малышей отряд.
Маршируют на месте.
Детки в садике растут,
Очень дружно все живут.
Потягиваются – «растут».
Очень часто на зарядке
Мы играем в превращалки.
Маршируют друг за другом по кругу.
Посчитаем: 1,2,3,
Мишки по кругу пошли.
Идут «по-медвежьи».
А теперь мы на полянке
Где гуляют обезьянки.
Руки – «уши»,
На двух ножках побежали,
Бегут друг за другом.
На четвереньках зашагали.
Ходят на четвереньках.
Прыгать любят все ребятки,
Они все теперь зайчатки.,
Прыгают на двух ногах.
По поляне зайцы скачут
И хвостами дружно машут.
Крутят бёдрами («хвостиками»).
На полянку птицы сели,
Приседают.
Теперь быстро полетели,
Бегут друг за другом, взмахивая руками.
Крылья вверх теперь подняли
И спокойно задышали.
Вдох и выдох: 1,2,3,
Вдох и выдох: посмотри:
Руки вверх – вниз.
Дыхательные упражнения.

На дорожке в детский сад
Шагает малышей отряд.
Ходят по массажным дорожкам.

Октябрь «Курочка - наседка»

Текст

Движения

Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Дети просыпаются.
Ах ты, курочка-наседка!
Садятся на кроватях, руки на поясе.
Ты зачем попала в сад?
Грозят пальчиком.
Виноградник обклевала,
Делают движения головой вперёд-назад – «клюют».
Всюду травку потоптала.
Встают с кроватей, топают ногами.
Вдруг калитка заскрипела
Руки перед собой, медленные повороты из стороны в сторону со звукопроизношением: «скри-и-ип».
Это мамочка идет.
Ходят по массажным дорожкам, выходят на ковёр.
Мама курочку поймает
Пытаются поймать воображаемую курочку – медленные хлопки прямыми руками в сочетании с наклонами.
И в курятник отнесет.
Приседают, поднимая руки над головой – изображают крышу.

Ноябрь «Зарядка бельчат»

Текст

Движения

Потягушки, потянись,
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
Дети просыпаются, потягиваются.

В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка,
Встают с кроватей.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили!
Берутся за руки, идут по кругу.
Вставали рано поутру
Потягиваются.
Изображали кенгуру:
Прыгают на двух ногах.
За уши лапками хватались
Подносят руки к ушам.
И вправо-влево наклонялись.
Наклоняются вправо – влево.
Дружно хлопали в ладоши,
Хлопают в ладоши.
Потягивались, словно кошки,
Потягиваются.
Ножками топали, глазками хлопали,
Топают ногами.
Головками крутили,
Поворачивают голову вправо – влево.
И друг за другом вслед ходили.
Ходят по кругу приставным шагом.
Дорога к лесу коротка, узка,
Идём, ступая мы с носка.
Ходят на носках по массажной дорожке.
Нам навстречу на опушке
Скачут быстрые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать весело, дружок!
Прыгают по массажной дорожке.
Вот ребристая доска
И длинна, и широка,
Мы по ней пройдём
И никуда не упадём.
Ходят по ребристой доске, руки в стороны.
Сколько выросло деревьев,
И осинок, и дубов!
Поднимают руки через стороны вверх.
Мы грибочки соберем
И скорей домой пойдем.
Имитируют сбор грибов.
Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся сами!
Ходят по массажной дорожке.

Декабрь «Козлята и волк»

Текст

Движения

Воспитатель: «Жила-была в лесу коза с козлятами. Коза в лес ходила, травку шелковую щипала, пила воду студеную, а козляткам наказывала дверь не открывать и никого не пускать».
Козлятки просыпались, потягивались
И делали зарядку:
Дети просыпаются, потягиваются, лёжа в кроватях.
Копытцами стучали,
Хлопают в ладоши.
Головками кивали,
Поворачивают голову вправо-влево и кивают ею.
Ножками брыкались,
Весело игрались.
Лёжа на спине, делают махи согнутыми ногами.
На кроватях вставали,
Ручки вверх поднимали.
Сидя на кроватях, поднимают руки вверх – вниз (3-4 р.)
На пол опускались,
По дорожкам пробежались.
Встают с кроватей, лёгкий бег по массажным дорожкам.
Вдруг, услышав стук,
Спрятались за стул.
Волк пришел?
Услышав стук, прячутся за стулья.
По стульям разбегайтесь,
Быстро одевайтесь.
Садятся на стулья, одеваются.
За руки беритесь. Волка не боитесь?
Дети: «Нет!»
Ножками стучите, волка в лес гоните!
Ух! Прогнали, молодцы!
Топают ногами, прогоняя воображаемого волка.
Руки мыть и за столы!
Водные процедуры.

Январь «Просыпалочка – заряжалочка»

Текст

Движения

Глазки открываются,
Реснички поднимаются,
Дети просыпаются, делают лёгкий массаж лица.
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.
Поворачивают голову вправо – влево.
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко.
Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот.
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет.
Растирают ладонями грудную клетку и предплечья.
Крепко кулачки сжимаем,
Руки выше поднимаем.
Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки.
Сильно-сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись!
Вытянув руки, потягиваются.
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец-то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать!
По дорожкам пошагать!
Ходят по массажным дорожкам.

Февраль «Малыши проснулись»

Текст

Движения

Спали детки, вдруг проснулись,
Дети просыпаются,
Очень сладко потянулись.
Потягиваются.
Руки вверх они подняли
Поднимают руки вверх.
Пальчиками поиграли.
Активно шевелят пальцами.
А теперь их опустили,
Опускают руки.
Ножки шире положили.
Левую подняли вверх,
Поднимают вверх левую ногу.
Правую подняли вверх.
Поднимают вверх правую ногу.
А теперь соединили,
И на кроватку опустили.
Опускают одновременно обе ноги.
Сели, к пальцам потянулись,
И соседу улыбнулись!
Садятся на кроватях, тянутся к пальцам ног, поворачивая голову вправо-влево.
Опустили их с кроватки
И зевнули сладко, сладко!
Опускают ноги с кроватей, потягиваются.
А теперь на ножки встали,
И на коврик побежали.
Ходят и бегают по массажным дорожкам.
Все скорей на коврик сели,
На меня все посмотрели:
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх смотрели, вниз глядели,
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх смотрели, вниз глядели!
Садятся на ковре, делают гимнастику для глаз.
А теперь остановились,
С пальчиками порезвились.
Делают пальчиковую гимнастику.
Пальчики свои размяли,
С глазками мы поиграли,
А теперь пора к водице,
Чтоб немного закалиться!
Водные процедуры.

Март «Пора вставать»

Текст

Движения

Тихо в спальне и темно,
Спят детишки уж давно.
Вы, ребята просыпайтесь,
Потянитесь, побрыкайтесь!
Дети просыпаются,
Потягиваются, машут ногами.
Глазки сонные потрите,
Хорошенько все зевните,
Делают лёгкий массаж лица.
Повернитесь на бочок,
Поворачиваются на правый бок, вытягивая руки перед собой.
Руки сжали в кулачок.
Сильно- сильно их сожмите
Сжимают ладони в кулак.
И тихонько отпустите.
Медленно разжимают ладони.
На другой ложитесь бок,
Переворачиваются на левый бок, вытягивая руки перед собой.
Руки снова в кулачок.
Сжимают ладони в кулак.
Кулачки мы разжимаем,
Медленно разжимают ладони.
Пальчиками поиграем.
Шевелят пальцами.
А теперь на спину ляжем,
Ложатся на спину.
Ножки всем свои покажем.
Ножки дружно поднимаем
И друг друга догоняем.
Поднятыми вверх ногами имитируют бег.
По дорожкам, не спеша,
Прогулялась детвора
Встают с кроватей, ходят по массажным дорожкам.
А теперь, ты посмотри,
Подрастают малыши.
Дых. упражнение «Мы растём большими»
Все ребята постарались,
Все сегодня занимались,
Все, конечно, подросли,
Не узнать вас, 1, 2, 3.
Вы устали? Отдохнем.
Одеваться все пойдем!
Поднимаются на носки, руки вверх.

Апрель «Кругом вода»

Текст

Движения

Что такое? Что случилось?
Почему кругом вода?
Все в природе изменилось.
Наступила вдруг весна.
Послушайте, дети, какую песенку поет весной сосулька: «Кап-кап, кап-кап!»
Дети просыпаются под музыку, садятся на кроватях, опуская ноги вниз. Действия руками сверху вниз, имитируя капель. Звукоподражание «Кап-кап».
Но вот солнышко пригрело и капельки заторопились: «Кап-кап-кап-кап!»
Те же самые движения со звукоподражанием в убыстрённом темпе.
И вот капель превратилась в ручей, который заторопился, побежал по дорожкам…
Поднимают руки вверх, наклоняются к ногам.
Ручейки собрались все вместе и превратились в бурную реку.
Делают «моторчик» перед грудью, со звукопроизношением «р-р-р».
Ребятам надоело смотреть в окно на веселый весенний круговорот, и они встали с кроватей и побежали по бурной весенней реке.
Ходят и бегают по массажным дорожкам.
Реку – ручеек вынесло на широкий лужок.
Все взялись за руки и весело закружились в игре «Карусели».
Выходят на ковёр, встают в круг, берутся за руки. Игра «Карусели».

Май «Мой весёлый яркий мяч»

Текст

Движения

Одолела нас дремота,
Просыпаться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Дети просыпаются.
Руки вверх и потянулись,
Окончательно проснулись.
Садятся на кроватях, поднимают руки вверх, потягиваются.
Мой веселый, яркий мяч
Завертелся вдруг, смеясь.
Руки перед грудью, делают «моторчик».
Подпрыгнул вверх, опустился вниз,
Мячик, весело крутись!
«Моторчик», руки вверх-вниз.
Мячик к ступням опустился,
Делают наклоны к ногам.
Он по ножкам покатился…
Похлопывают ладонями по ногам.
Мячик, мячик – скок, скок, скок,
По дорожкам наутек.
Встают с кроватей, прыгают по массажным дорожкам.
По дорожке скок, скок, скок
И в воде чуть не утоп.
Приседают и подпрыгивают на ковре.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Прикладывают палец к губам и улыбаются.
Он резиновый, большой,
Очень яркий и смешной,
Показывают руками мяч, улыбаются, имитируют игру с ним.
Мы его с собой возьмем,
В детский садик унесем.
«Берут и несут» мяч к своим стульчикам.

Библиографический список
1. Голицына И.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М., 2006.
2. Лысюк О.Л. Чтобы день был добрым. // Ребёнок в детском саду. – 2006., № 5.
3. Молчанова О.П., Гимнастика после дневного сна в детском саду: из опыта работы инструктора по физической культуре, под ред. Т.В. Ткаченко.
Тихорецк, 2008 – 42 с.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М., 2006.
5. Рунова М.А. Особенности организации гимнастики после дневного сна. // Дошкольное воспитание. – 2006., № 10.
6. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам. – Санкт-Петербург, 2006.
7. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. // Дошкольное воспитание. – 2007., № 2.
2020