Библиографическое описание:
Санина Е.В. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи исследовательской деятельности:
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- обучить основам оформления работ;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:
- фантастической;
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
В начальных классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге, обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.
Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.
Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.
Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и Интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).
Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, так как правильное направление характерных для этого возраста качеств (любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности) формирует в дальнейшем осознанный интерес к исследовательской и экспериментальной учебной деятельности.
Таким образом, использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.
Литература
1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. К.Н. Поливанов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя. А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
3. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Вестник ТГПУ, –2012. – №11.
Санина Е.В. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи исследовательской деятельности:
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- обучить основам оформления работ;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:
- фантастической;
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
В начальных классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге, обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.
Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.
Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.
Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и Интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).
Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, так как правильное направление характерных для этого возраста качеств (любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности) формирует в дальнейшем осознанный интерес к исследовательской и экспериментальной учебной деятельности.
Таким образом, использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.
Литература
1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. К.Н. Поливанов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя. А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
3. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Вестник ТГПУ, –2012. – №11.