Библиографическое описание:
Чувилёва Н.А. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Цель: формирование умения рисовать, используя нетрадиционную технику монотипия.
Психолого-педагогические задачи:
Дидактические:
· познакомить с нетрадиционной техникой рисования - «монотипия»
· познакомить детей с разновидностями луговых растений, их особенностями;
· уточнить знания детей о видах и назначении транспортных средств;
Развивающие:
· развивать восприятие, воображение, мышление, образное мышление;
· развивать диалогическую речь;
· развивать познавательный интерес к миру растений;
Воспитательные:
· воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
· воспитывать эстетический вкус.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная.
Форма организации обучения: путешествие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: презентация «Растения Луга», карточки с видами транспортных средств (пароход, самолёт, автобус), несколько рисунков, сделанных в технике «монотипия».
Раздаточный: обруч, листы белой бумаги А4, жидкая гуашь разных цветов, палитры, кисти для рисования, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Планируемый результат: уметь отличать луг от других сообществ; называть виды растений, произрастающих на лугу и несколько разновидностей луговых цветов; иметь представления о технике монотипия, для создания разноцветных фоновых изображений.
Предварительная работа: рассматривание луговых цветов; отгадывание загадок о цветах и насекомых; подготовка и проведение праздничного мероприятия «Радуга»; проведение игр-инсценировок, подвижных игр «бабочки», «ручеёк».
Ход занятия:
1. Создание образовательной ситуации.
Воспитатель: доброе утро ребята! А доброе оно потому, что мы вновь встретились с вами. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и послушать историю, которая произошла утром).
Воспитатель: сегодня утром в детском саду зазвонил телефон. Я подняла трубку и как вы думаете, кто это звонил? Я бы никогда не догадалась. Это была Фея Луга. Она плакала и рассказала, что в её волшебной стране живёт Художник. Всё, что он рисует, оживает и дарит природе красоту. Но, однажды появился злой волшебник, который похитил Художника и его краски. Природа стала постепенно увядать. Как оказалось, злой волшебник тоже увлекался рисованием, и краски он украл из зависти, что у Художника всё получалось лучше, чем у него. Фея Луга просит нас помочь ей вернуть Художника и краски, но для этого нам нужно будет отправиться в путешествие на луг.
2. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
Воспитатель: вы хотели бы отправиться на луг, чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски?
Дети: да!
3. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое луг?
(Ответы детей). Да, луг — это часть земли, покрытая травой, цветами.
Воспитатель: дети, а деревья растут на лугу?
(Ответы детей). На лугу нет деревьев или их очень мало.
Воспитатель: на чём же лучше добраться до луга? Давайте поговорим об этом? Я буду показывать вам транспорт, а вы – отвечать – удобно вам будет на нём добираться до луга или нет, хорошо?
(Воспитатель демонстрирует детям картинки с разными транспортными средствами).
Воспитатель: что это?
Дети: пароход.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на пароходе? Почему?
Дети: нет, потому что это долго.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на самолёте? Сможет ли самолёт правильно приземлиться на любой дороге?
(Ответы детей).
Воспитатель: да, для безопасного приземления самолёту необходима посадочная полоса. Выберете самолёт для путешествия на луг?
Дети: нет, нужна посадочная полоса.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на автобусе?
(Ответы детей).
Воспитатель: Автобус едет по дороге и мест всем хватит. То, что нужно. Предлагаю вам сконструировать автобус. Из чего это можно сделать?
Дети: из стульев.
Воспитатель: пока наш автобус не отправился в путь, предлагаю отдохнуть, ведь вам предстоит сегодня много наблюдать.
(Воспитатель проводит гимнастику для глаз).
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо — влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Воспитатель: в нашем автобусе есть водитель, чтобы он отвёз нас на луг, нужно сказать волшебные слова:
Я люблю рисовать,
Если солнышко смеётся,
На зелёном лугу
Ярких красок букет.
(Воспитатель вместе с детьми повторяют волшебные слова).
Воспитатель: вот мы и приехали. Выходите из автобуса, присядем здесь. Дети, вы хотите познакомиться с обитателями луга? Тогда смотрите и слушайте.
(Воспитатель рассказывает детям о растениях луга с опорой на слайды презентации).
1. На лугу растут разные травы, злаки, цветы.
2. Это злак мятлик. Как и у всех злаков у него есть стебель-трубочка и длинные, узкие листочки, колоски собраны в небольшие метёлки.
3. А вот душистый колосок, у него семена созревают в колоске.
4. А этот злак – лисохвост и почему его так прозвали?
5. Этот злак называется щучка. Почему же он так называется, где у него пасть с зубами, чтобы напоминать эту хищную рыбу? Пасти у неё, конечно, нет, а вот острые шипики можно ощутить.
6. Помимо злаков на лугу можно увидеть цветы.
7. Этот цветок вы уже знаете, как он называется? Верно, в цветках клевера много сладкого нектара, который очень любят пчёлы и шмели.
8. Бывает белый клевер. У него есть ещё название – кашка. Он невысокий и цветы у него поменьше. Клевер отличный корм для домашних животных.
9. Это колокольчики.
10. Что это за солнечный цветок? Верно, одуванчик.
11. Это ромашка.
Воспитатель: Много пользы и радости приносят людям луга. Это и приятные запахи, цветы, которые радуют глаз. Кажется, что воздух звенит – так стрекочут насекомые. Пчёлы собирают с цветков сладкий нектар и превращают его в густой, душистый мёд. Луг дарит мёд и молоко. Хорошее молоко даёт корова, когда вволю напасётся на лугу.
Предлагаю дружно встать
И немного поиграть.
Становись скорее в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
(Идут по кругу, проговаривая слова).
На лугу поутру, мы затеяли игру.
Ты ромашка, мятлик – ты.
Все мы травы и цветы.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь, мы – ручейки,
Побежим вперегонки.
(Бегают в разных направлениях).
Становитесь в круг опять,
Будем в Солнышко играть,
(Одной рукой держатся за обруч, находящийся в центре круга, идут по кругу, расправив руки в стороны – лучи солнца).
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
(Звучит тревожная музыка, на экране появляется чёрно-белая картинка луга).
Воспитатель: ой, дети, посмотрите, что произошло с лугом? Где же яркие цветы? Кто это мог сделать? Вы помните, почему Злой волшебник похитил Художника и краски?
Дети: это злой волшебник, он завидовал Художнику и хотел рисовать, но у него ничего не получалось.
Воспитатель: Давайте попробуем вернуть Художника и краски? А, луг вы сможете нарисовать?
(Ответы детей).
(Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных в технике монотипия). (Фото 1).
Воспитатель: разноцветные капли краски капаем на одну половину листа. Капли не размазываем. Накрываем второй половиной и прижимаем сверху, немного разглаживаем и раскрываем.
4. Этап осуществления самостоятельной работы детьми.
Воспитатель: сейчас мы разомнём наши ладони и начнём рисовать.
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало больше скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
(Сжимают, разжимают кулачки. Двигают пальцами. Хлопают в ладоши. Трут ладонь одна о другую).
Теперь вспомните, что я вам только что рассказывала. Возьмите кисточки, окуните их в банки с водой и начинайте творить.
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).
Воспитатель: у каждого из вас получились чудесные яркие луга!
(Воспитатель находит большую яркую палитру, показывает её детям и зачитывает письмо от Художника)
Из письма Художника: спасибо вам, ребята! Вы не только помогли мне вернуться, вы сделали Злого волшебника добрым и теперь он мой ученик и помощник. Он хочет быть похожим на вас: добрых, отзывчивых, внимательных, умных и весёлых. До свидания!
Воспитатель: Дети, вы совершили чудо! Вы вернули Художника и краски. Посмотрите, что произошло с лугом?
(На экране появляется картинка с разноцветным лугом).
Воспитатель: нам уже пора возвращаться в детский сад. Аккуратно возьмите свои картины и сядьте в автобус.
Что нам укажет правильный путь?
Повторяем все вместе:
Я люблю рисовать,
Если солнышко смеётся,
На зелёном лугу
Ярких красок букет.
5. Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Воспитатель: приехали. Ребята, где мы сегодня были.
Дети: на лугу.
Воспитатель: что вы видели на лугу?
Дети: цветы разные (клевер, одуванчики, ромашки), злаки (мятлик, щучка…)
Воспитатель: зачем вы отправились в путешествие на луг?
Дети: чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски.
Воспитатель: кому вы ещё помогли?
Дети: мы помогли Злому волшебнику стать добрее.
Воспитатель: вы такие отзывчивые, смелые дети! У каждого из вас получились разноцветные луга! У всех они разные, но очень красивые.
(Воспитатель с детьми рассматривают рисунки).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать картины новым способом? Что ещё можно так нарисовать? (полянку, море и его обитателей).
Вы сегодня Молодцы! Спасибо вам, дети!
Чувилёва Н.А. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Цель: формирование умения рисовать, используя нетрадиционную технику монотипия.
Психолого-педагогические задачи:
Дидактические:
· познакомить с нетрадиционной техникой рисования - «монотипия»
· познакомить детей с разновидностями луговых растений, их особенностями;
· уточнить знания детей о видах и назначении транспортных средств;
Развивающие:
· развивать восприятие, воображение, мышление, образное мышление;
· развивать диалогическую речь;
· развивать познавательный интерес к миру растений;
Воспитательные:
· воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
· воспитывать эстетический вкус.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная.
Форма организации обучения: путешествие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: презентация «Растения Луга», карточки с видами транспортных средств (пароход, самолёт, автобус), несколько рисунков, сделанных в технике «монотипия».
Раздаточный: обруч, листы белой бумаги А4, жидкая гуашь разных цветов, палитры, кисти для рисования, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Планируемый результат: уметь отличать луг от других сообществ; называть виды растений, произрастающих на лугу и несколько разновидностей луговых цветов; иметь представления о технике монотипия, для создания разноцветных фоновых изображений.
Предварительная работа: рассматривание луговых цветов; отгадывание загадок о цветах и насекомых; подготовка и проведение праздничного мероприятия «Радуга»; проведение игр-инсценировок, подвижных игр «бабочки», «ручеёк».
Ход занятия:
1. Создание образовательной ситуации.
Воспитатель: доброе утро ребята! А доброе оно потому, что мы вновь встретились с вами. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и послушать историю, которая произошла утром).
Воспитатель: сегодня утром в детском саду зазвонил телефон. Я подняла трубку и как вы думаете, кто это звонил? Я бы никогда не догадалась. Это была Фея Луга. Она плакала и рассказала, что в её волшебной стране живёт Художник. Всё, что он рисует, оживает и дарит природе красоту. Но, однажды появился злой волшебник, который похитил Художника и его краски. Природа стала постепенно увядать. Как оказалось, злой волшебник тоже увлекался рисованием, и краски он украл из зависти, что у Художника всё получалось лучше, чем у него. Фея Луга просит нас помочь ей вернуть Художника и краски, но для этого нам нужно будет отправиться в путешествие на луг.
2. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
Воспитатель: вы хотели бы отправиться на луг, чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски?
Дети: да!
3. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое луг?
(Ответы детей). Да, луг — это часть земли, покрытая травой, цветами.
Воспитатель: дети, а деревья растут на лугу?
(Ответы детей). На лугу нет деревьев или их очень мало.
Воспитатель: на чём же лучше добраться до луга? Давайте поговорим об этом? Я буду показывать вам транспорт, а вы – отвечать – удобно вам будет на нём добираться до луга или нет, хорошо?
(Воспитатель демонстрирует детям картинки с разными транспортными средствами).
Воспитатель: что это?
Дети: пароход.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на пароходе? Почему?
Дети: нет, потому что это долго.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на самолёте? Сможет ли самолёт правильно приземлиться на любой дороге?
(Ответы детей).
Воспитатель: да, для безопасного приземления самолёту необходима посадочная полоса. Выберете самолёт для путешествия на луг?
Дети: нет, нужна посадочная полоса.
Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на автобусе?
(Ответы детей).
Воспитатель: Автобус едет по дороге и мест всем хватит. То, что нужно. Предлагаю вам сконструировать автобус. Из чего это можно сделать?
Дети: из стульев.
Воспитатель: пока наш автобус не отправился в путь, предлагаю отдохнуть, ведь вам предстоит сегодня много наблюдать.
(Воспитатель проводит гимнастику для глаз).
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо — влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Воспитатель: в нашем автобусе есть водитель, чтобы он отвёз нас на луг, нужно сказать волшебные слова:
Я люблю рисовать,
Если солнышко смеётся,
На зелёном лугу
Ярких красок букет.
(Воспитатель вместе с детьми повторяют волшебные слова).
Воспитатель: вот мы и приехали. Выходите из автобуса, присядем здесь. Дети, вы хотите познакомиться с обитателями луга? Тогда смотрите и слушайте.
(Воспитатель рассказывает детям о растениях луга с опорой на слайды презентации).
1. На лугу растут разные травы, злаки, цветы.
2. Это злак мятлик. Как и у всех злаков у него есть стебель-трубочка и длинные, узкие листочки, колоски собраны в небольшие метёлки.
3. А вот душистый колосок, у него семена созревают в колоске.
4. А этот злак – лисохвост и почему его так прозвали?
5. Этот злак называется щучка. Почему же он так называется, где у него пасть с зубами, чтобы напоминать эту хищную рыбу? Пасти у неё, конечно, нет, а вот острые шипики можно ощутить.
6. Помимо злаков на лугу можно увидеть цветы.
7. Этот цветок вы уже знаете, как он называется? Верно, в цветках клевера много сладкого нектара, который очень любят пчёлы и шмели.
8. Бывает белый клевер. У него есть ещё название – кашка. Он невысокий и цветы у него поменьше. Клевер отличный корм для домашних животных.
9. Это колокольчики.
10. Что это за солнечный цветок? Верно, одуванчик.
11. Это ромашка.
Воспитатель: Много пользы и радости приносят людям луга. Это и приятные запахи, цветы, которые радуют глаз. Кажется, что воздух звенит – так стрекочут насекомые. Пчёлы собирают с цветков сладкий нектар и превращают его в густой, душистый мёд. Луг дарит мёд и молоко. Хорошее молоко даёт корова, когда вволю напасётся на лугу.
Предлагаю дружно встать
И немного поиграть.
Становись скорее в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
(Идут по кругу, проговаривая слова).
На лугу поутру, мы затеяли игру.
Ты ромашка, мятлик – ты.
Все мы травы и цветы.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь, мы – ручейки,
Побежим вперегонки.
(Бегают в разных направлениях).
Становитесь в круг опять,
Будем в Солнышко играть,
(Одной рукой держатся за обруч, находящийся в центре круга, идут по кругу, расправив руки в стороны – лучи солнца).
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
(Звучит тревожная музыка, на экране появляется чёрно-белая картинка луга).
Воспитатель: ой, дети, посмотрите, что произошло с лугом? Где же яркие цветы? Кто это мог сделать? Вы помните, почему Злой волшебник похитил Художника и краски?
Дети: это злой волшебник, он завидовал Художнику и хотел рисовать, но у него ничего не получалось.
Воспитатель: Давайте попробуем вернуть Художника и краски? А, луг вы сможете нарисовать?
(Ответы детей).
(Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных в технике монотипия). (Фото 1).
Воспитатель: разноцветные капли краски капаем на одну половину листа. Капли не размазываем. Накрываем второй половиной и прижимаем сверху, немного разглаживаем и раскрываем.
4. Этап осуществления самостоятельной работы детьми.
Воспитатель: сейчас мы разомнём наши ладони и начнём рисовать.
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало больше скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
(Сжимают, разжимают кулачки. Двигают пальцами. Хлопают в ладоши. Трут ладонь одна о другую).
Теперь вспомните, что я вам только что рассказывала. Возьмите кисточки, окуните их в банки с водой и начинайте творить.
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).
Воспитатель: у каждого из вас получились чудесные яркие луга!
(Воспитатель находит большую яркую палитру, показывает её детям и зачитывает письмо от Художника)
Из письма Художника: спасибо вам, ребята! Вы не только помогли мне вернуться, вы сделали Злого волшебника добрым и теперь он мой ученик и помощник. Он хочет быть похожим на вас: добрых, отзывчивых, внимательных, умных и весёлых. До свидания!
Воспитатель: Дети, вы совершили чудо! Вы вернули Художника и краски. Посмотрите, что произошло с лугом?
(На экране появляется картинка с разноцветным лугом).
Воспитатель: нам уже пора возвращаться в детский сад. Аккуратно возьмите свои картины и сядьте в автобус.
Что нам укажет правильный путь?
Повторяем все вместе:
Я люблю рисовать,
Если солнышко смеётся,
На зелёном лугу
Ярких красок букет.
5. Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Воспитатель: приехали. Ребята, где мы сегодня были.
Дети: на лугу.
Воспитатель: что вы видели на лугу?
Дети: цветы разные (клевер, одуванчики, ромашки), злаки (мятлик, щучка…)
Воспитатель: зачем вы отправились в путешествие на луг?
Дети: чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски.
Воспитатель: кому вы ещё помогли?
Дети: мы помогли Злому волшебнику стать добрее.
Воспитатель: вы такие отзывчивые, смелые дети! У каждого из вас получились разноцветные луга! У всех они разные, но очень красивые.
(Воспитатель с детьми рассматривают рисунки).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать картины новым способом? Что ещё можно так нарисовать? (полянку, море и его обитателей).
Вы сегодня Молодцы! Спасибо вам, дети!