Актуальные вопросы дошкольного образования

Чувилёва Н.А. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Чувилёва Н.А. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Цель: формирование умения рисовать, используя нетрадиционную технику монотипия.

Психолого-педагогические задачи:

Дидактические:

· познакомить с нетрадиционной техникой рисования - «монотипия»

· познакомить детей с разновидностями луговых растений, их особенностями;

· уточнить знания детей о видах и назначении транспортных средств;

Развивающие:

· развивать восприятие, воображение, мышление, образное мышление;

· развивать диалогическую речь;

· развивать познавательный интерес к миру растений;

Воспитательные:

· воспитывать отзывчивость, доброжелательность;

· воспитывать эстетический вкус.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная.

Форма организации обучения: путешествие.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация «Растения Луга», карточки с видами транспортных средств (пароход, самолёт, автобус), несколько рисунков, сделанных в технике «монотипия».

Раздаточный: обруч, листы белой бумаги А4, жидкая гуашь разных цветов, палитры, кисти для рисования, стаканчики-непроливайки, салфетки.

Планируемый результат: уметь отличать луг от других сообществ; называть виды растений, произрастающих на лугу и несколько разновидностей луговых цветов; иметь представления о технике монотипия, для создания разноцветных фоновых изображений.

Предварительная работа: рассматривание луговых цветов; отгадывание загадок о цветах и насекомых; подготовка и проведение праздничного мероприятия «Радуга»; проведение игр-инсценировок, подвижных игр «бабочки», «ручеёк».

Ход занятия:

1. Создание образовательной ситуации.

Воспитатель: доброе утро ребята! А доброе оно потому, что мы вновь встретились с вами. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: здравствуйте!

(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и послушать историю, которая произошла утром).

Воспитатель: сегодня утром в детском саду зазвонил телефон. Я подняла трубку и как вы думаете, кто это звонил? Я бы никогда не догадалась. Это была Фея Луга. Она плакала и рассказала, что в её волшебной стране живёт Художник. Всё, что он рисует, оживает и дарит природе красоту. Но, однажды появился злой волшебник, который похитил Художника и его краски. Природа стала постепенно увядать. Как оказалось, злой волшебник тоже увлекался рисованием, и краски он украл из зависти, что у Художника всё получалось лучше, чем у него. Фея Луга просит нас помочь ей вернуть Художника и краски, но для этого нам нужно будет отправиться в путешествие на луг.

2. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

Воспитатель: вы хотели бы отправиться на луг, чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски?

Дети: да!

3. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое луг?

(Ответы детей). Да, луг — это часть земли, покрытая травой, цветами.

Воспитатель: дети, а деревья растут на лугу?

(Ответы детей). На лугу нет деревьев или их очень мало.

Воспитатель: на чём же лучше добраться до луга? Давайте поговорим об этом? Я буду показывать вам транспорт, а вы – отвечать – удобно вам будет на нём добираться до луга или нет, хорошо?

(Воспитатель демонстрирует детям картинки с разными транспортными средствами).

Воспитатель: что это?

Дети: пароход.

Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на пароходе? Почему?

Дети: нет, потому что это долго.

Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на самолёте? Сможет ли самолёт правильно приземлиться на любой дороге?

(Ответы детей).

Воспитатель: да, для безопасного приземления самолёту необходима посадочная полоса. Выберете самолёт для путешествия на луг?

Дети: нет, нужна посадочная полоса.

Воспитатель: удобно вам будет добираться до луга на автобусе?

(Ответы детей).

Воспитатель: Автобус едет по дороге и мест всем хватит. То, что нужно. Предлагаю вам сконструировать автобус. Из чего это можно сделать?

Дети: из стульев.

Воспитатель: пока наш автобус не отправился в путь, предлагаю отдохнуть, ведь вам предстоит сегодня много наблюдать.

(Воспитатель проводит гимнастику для глаз).

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо — влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Воспитатель: в нашем автобусе есть водитель, чтобы он отвёз нас на луг, нужно сказать волшебные слова:

Я люблю рисовать,

Если солнышко смеётся,

На зелёном лугу

Ярких красок букет.

(Воспитатель вместе с детьми повторяют волшебные слова).

Воспитатель: вот мы и приехали. Выходите из автобуса, присядем здесь. Дети, вы хотите познакомиться с обитателями луга? Тогда смотрите и слушайте.

(Воспитатель рассказывает детям о растениях луга с опорой на слайды презентации).

1. На лугу растут разные травы, злаки, цветы.

2. Это злак мятлик. Как и у всех злаков у него есть стебель-трубочка и длинные, узкие листочки, колоски собраны в небольшие метёлки.

3. А вот душистый колосок, у него семена созревают в колоске.

4. А этот злак – лисохвост и почему его так прозвали?

5. Этот злак называется щучка. Почему же он так называется, где у него пасть с зубами, чтобы напоминать эту хищную рыбу? Пасти у неё, конечно, нет, а вот острые шипики можно ощутить.

6. Помимо злаков на лугу можно увидеть цветы.

7. Этот цветок вы уже знаете, как он называется? Верно, в цветках клевера много сладкого нектара, который очень любят пчёлы и шмели.

8. Бывает белый клевер. У него есть ещё название – кашка. Он невысокий и цветы у него поменьше. Клевер отличный корм для домашних животных.

9. Это колокольчики.

10. Что это за солнечный цветок? Верно, одуванчик.

11. Это ромашка.

Воспитатель: Много пользы и радости приносят людям луга. Это и приятные запахи, цветы, которые радуют глаз. Кажется, что воздух звенит – так стрекочут насекомые. Пчёлы собирают с цветков сладкий нектар и превращают его в густой, душистый мёд. Луг дарит мёд и молоко. Хорошее молоко даёт корова, когда вволю напасётся на лугу.

Предлагаю дружно встать

И немного поиграть.

Становись скорее в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

(Идут по кругу, проговаривая слова).

На лугу поутру, мы затеяли игру.

Ты ромашка, мятлик – ты.

Все мы травы и цветы.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь, мы – ручейки,

Побежим вперегонки.

(Бегают в разных направлениях).

Становитесь в круг опять,

Будем в Солнышко играть,

(Одной рукой держатся за обруч, находящийся в центре круга, идут по кругу, расправив руки в стороны – лучи солнца).

Мы весёлые лучи,

Мы резвы и горячи.

(Звучит тревожная музыка, на экране появляется чёрно-белая картинка луга).

Воспитатель: ой, дети, посмотрите, что произошло с лугом? Где же яркие цветы? Кто это мог сделать? Вы помните, почему Злой волшебник похитил Художника и краски?

Дети: это злой волшебник, он завидовал Художнику и хотел рисовать, но у него ничего не получалось.

Воспитатель: Давайте попробуем вернуть Художника и краски? А, луг вы сможете нарисовать?

(Ответы детей).

(Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных в технике монотипия). (Фото 1).



Воспитатель: разноцветные капли краски капаем на одну половину листа. Капли не размазываем. Накрываем второй половиной и прижимаем сверху, немного разглаживаем и раскрываем.

4. Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

Воспитатель: сейчас мы разомнём наши ладони и начнём рисовать.

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало больше скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей.

(Сжимают, разжимают кулачки. Двигают пальцами. Хлопают в ладоши. Трут ладонь одна о другую).

Теперь вспомните, что я вам только что рассказывала. Возьмите кисточки, окуните их в банки с водой и начинайте творить.

(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).

Воспитатель: у каждого из вас получились чудесные яркие луга!

(Воспитатель находит большую яркую палитру, показывает её детям и зачитывает письмо от Художника)

Из письма Художника: спасибо вам, ребята! Вы не только помогли мне вернуться, вы сделали Злого волшебника добрым и теперь он мой ученик и помощник. Он хочет быть похожим на вас: добрых, отзывчивых, внимательных, умных и весёлых. До свидания!

Воспитатель: Дети, вы совершили чудо! Вы вернули Художника и краски. Посмотрите, что произошло с лугом?

(На экране появляется картинка с разноцветным лугом).

Воспитатель: нам уже пора возвращаться в детский сад. Аккуратно возьмите свои картины и сядьте в автобус.

Что нам укажет правильный путь?

Повторяем все вместе:

Я люблю рисовать,

Если солнышко смеётся,

На зелёном лугу

Ярких красок букет.

5. Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель: приехали. Ребята, где мы сегодня были.

Дети: на лугу.

Воспитатель: что вы видели на лугу?

Дети: цветы разные (клевер, одуванчики, ромашки), злаки (мятлик, щучка…)

Воспитатель: зачем вы отправились в путешествие на луг?

Дети: чтобы помочь Фее Луга вернуть Художника и краски.

Воспитатель: кому вы ещё помогли?

Дети: мы помогли Злому волшебнику стать добрее.

Воспитатель: вы такие отзывчивые, смелые дети! У каждого из вас получились разноцветные луга! У всех они разные, но очень красивые.

(Воспитатель с детьми рассматривают рисунки).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать картины новым способом? Что ещё можно так нарисовать? (полянку, море и его обитателей).

Вы сегодня Молодцы! Спасибо вам, дети!
2024-03-06 10:25 2024