Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
В условиях реализации ФГОС НОО происходят изменения, касающиеся как педагога, так и методов работы с учащимися. Система развивающего обучения ставит перед нами особые требования к созданию условий в организации урочной и внеурочной деятельности. На практике видно, что стираются грани урока, требование времени – использование педагогических технологий, позволяющих педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Одним из наиболее распространённых в организации исследовательской деятельности школьников является метод проектов. Он представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Всё, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа деятельности в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, находить информацию, необходимую для выполнения того или иного проекта.
Алгоритм действия по использованию исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
-оформление конечных результатов;
-анализ полученных данных;
-подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, презентаций и т. д.)
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления – всё это можно отнести к формированию универсальных учебных действий школьников.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, определённый уровень усвоенных знаний и умений, с другой, сами действия с этими знаниями, т.е. разные методы ведения исследовательской деятельности. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
В начале учебного года в 1 классе проводились занятия на формирование познавательной активности, интереса к научно-исследовательской деятельности в форме игр, тренингов, экскурсий и т.д.
Организация исследования, работа с разными источниками информации, оформление работы изучаются на практических занятиях.
Развитие интеллекта, мыслительных операций, коммуникативных умений проходят при проведении интеллектуальных игр, тренингов, дискуссий, круглых столов и т.д.
Исследовательские работы обеспечивают влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, более эффективно обеспечивают решение задач воспитания, обучения и развития личности.
В работе с учениками начальных классов особое внимание необходимо уделять организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих исследовательских проектов. Эти работы можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи.
Так во 2 классе на одном из интегрированных уроков русского языка, окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Тайны и чудеса волшебницы-зимы» в форме проекта. Дети самостоятельно сняли видеоролики о зиме, снеге и снежинках, описали их в альбоме. Гуменюк Миша сфотографировал птиц на сделанной им кормушке. Фофанова Галя записала интервью «Как образуется лёд?» у своей бабушки. Горелова Настя написала реферат на тему «Причуды волшебницы-зимы». На презентации каждая группа защищала свой проект перед жюри из учителей и родителей.
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не то, что требует запомнить учитель; 3) учениками использовались в процессе выполнения исследовательских заданий произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы, что способствовало эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.
Следует также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и педагогического мастерства самого учителя. Эта работа стимулирует непрерывное содержательное и методическое самообразование педагога, освоение им инновационных форм и методов поиска и обработки информации, его творческого использования и предъявления. Развивается креативность, критичность мышления и рефлексивные умения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно значительно повысить эффективность процесса обучения в начальной школе, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала.
Литература
1.Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска// Учитель, - 2000., - №1
2.Смолкина Е.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве» //Начальная школа. – 2011, - №2. – С. 17-18.
3.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект//Рабочие тетради для 3 класса в 2-х частях. – М.: «Рост», 2013г
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое. пособие для работников ОУ, - М.: АРКТИ, 2003г, - с. 80