Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Стефанова Л.М. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Аннотация.
В статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в основной школе, перечислены принципы здоровьесбережения, приведены примеры приёмов работы и заданий по конкретным темам из курса русского языка, направленных на формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, потребности сохранения своего здоровья.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, русский язык, здоровье, физминутка, рефлексия.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся в соответствии с Законом РФ «Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Применение здоровьесберегающих технологий является одним из актуальных вопросов организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
Целью использования здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья учащихся, формирование у них необходимых знаний и навыков ЗОЖ, умения применять полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе я стараюсь следовать принципам здоровьесбережения:
- обоснованность использования методов, приёмов, средств обучения и воспитания (они должны быть проверенными на практике и не наносить вреда здоровью учащихся);
- обязательный учёт психологического состояния учащихся на протяжении всего урока;
- систематичность и преемственность (работа проводится не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке);
- соответствие содержания обучения, объёма учебной нагрузки, уровня сложности учебного материала возрасту учащихся;
- активное включение учащихся в процесс обучения, что снижает риск переутомления;
- создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика (необходимо отмечать даже незначительные успехи учащихся, хвалить их).
В работе учителя можно выделить три направления работы по здоровьесбережению:
- организационно-педагогическое, определяющее структуру учебного процесса, регламентированного СанПиНами, способствующее предотвращению переутомления и других дезаптационных состояний учащихся;
- психолого-педагогическое, непосредственно связанное с воздействием на учащихся на уроках;
- учебно-воспитательное, которое включает уроки здоровья, внеклассные мероприятия, классные часы, направленные на формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Образовательный процесс необходимо организовывать с учётом гигиенических норм к орга­низации и объёму учебной нагрузки, соблюдением требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Также с целью снятия психического и физического напряжения на уроке необходимо проводить физминутки. В моём арсенале имеется большой набор тематических стихотворений, которые я использую на уроках русского языка при изучении различных частей речи.
Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе я предлагаю учащимся выполнить несложные упражнения, которые сопровождаются проговариванием стихотворения, построенного на словах изучаемой части речи:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
Такие необычные физминутки гармонично входят в материал урока, не нарушая его целостности, и способствуют более прочному усвоению изучаемой темы.
Снятию напряжения учащихся на уроке способствуют и задания игрового характера, построенные на материале загадок, шуточных стихотворений («Подскажи словечко», «Замени одним словом!», «Третий лишний» и др.). Также я использую на уроках русского языка кроссворды, ребусы, шарады. Такие задания, обычно сопровождающиеся красочными иллюстрациями, способствуют повышению учебной мотивации учащихся.
Важным моментом в использовании здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности является учёт индивидуальных осо­бенностей развития учащихся: психологические и возрастные особенности учащихся, их учебные возможности, темп работы и т. д. Поэтому я составляю для учащихся индивидуальные карточки с заданиями, не только для сильных учеников, но и для учащихся послабее.
В дидактический материал уроков я включаю обсуждение вопросов сохранения здоровья, тексты здоровьесберегающей направленности и задания, связанные с ЗОЖ.
Часто на уроках русского языка я использую пословицы и поговорки, которые поистине являются кладовой мудрости русского народа. Например, в 5 классе при изучении темы «Не с глаголами» я использую пословицы и поговорки на тему «Здоровье».
Приведу несколько из них в качестве примера:
Здоровье за деньги не купишь.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Учащиеся объясняют написание слов, участвуют в обсуждении пословиц, после краткого обсуждения повторяют пословицы вслух.
В 6 классе при изучении темы «Наклонение глагола» я использую тексты о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дороге, при изучении темы «Имя числительное» предлагаю учащимся дидактический материал «Из истории олимпийских игр».
Использование на уроках дидактического материала по теме «Здоровье и ЗОЖ» помогает мне сделать свои уроки интересными и запоминающимися, способствуют ненавязчивому привитию учащимся навыков ЗОЖ: учащиеся получают знания о здоровом образе жизни, задумываются о важности поддержания своего здоровья.
На заключительном этапе каждого урока я провожу рефлексию эмоционального состояния и настроения учащихся, которые напрямую связаны с их физическим и психологическим состоянием, показывают степень усталости учащихся на уроке, свидетельствуют об уровне восприятия и усвоения учебного материала. Как показывает практика, учащимся очень нравится такой вид рефлексии как «Смайлик настроения». Учащиеся выбирают изображение смайлика, которое соответствует их настроению на уроке.
Из приёмов рефлексии деятельности учащихся на уроке наиболее приемлемым, на мой взгляд, является приём «Незаконченное предложение», когда учащимся предлагается выбрать и закончить начало фразы, которая может быть написана на доске, экране или карточке, например: сегодня на уроке я узнал …, я научился …, мне было трудно … и т. п.
Использование перечисленных принципов здоровьесбережения, приёмов и форм работы при организации образовательного процесса позволяет мне успешно и результативно решать проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Список литературы:
В. И. Даль «Пословицы русского народа». – М.: Олма-Пресс, 1999
В. И. Ковалько «Школа физминуток». - М.: ВАКО, 2005
2019