Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гималиев Р. К. Игра как инструмент оценки уровня и качества взаимоотношений в коллективе взвода

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, перенос реальной жизненной проблемы в игровую деятельность. Это один из самых оптимальных инструментов выявления уровня и качества взаимоотношений в коллективе взвода. В игре воспитанник может выплеснуть свои эмоции, в игре спадает напряжение, накопившееся за день. Через игру можно посмотреть на суворовцев с другой стороны, увидеть те невидимые нити, которые связывают их между собой, увидеть, где этих связей нет или где они нарушены. Игра – образовательное средство, при использовании которого воспитание переходит в самовоспитание. Она является эффективным средством формирования личности, морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».
Приведем пример игрового педагогического проекта из нашей практики.
Инициирование проекта.
Объект исследования: повышение качества взаимоотношений в коллективе взвода.
Предмет исследования: влияние игры на повышение уровня и качества взаимоотношений в коллективе взвода (6 класс, подростки 11-12 лет).
Цель проекта: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить влияние игры на уровень и качество взаимоотношений в коллективе взвода.
Задачи проекта:
1. Определить оптимальную методику проведения игры для выявления уровня и качества взаимоотношений в коллективе взвода с учетом знания индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.
2. Проанализировать уровень и качество взаимоотношений в коллективе взвода, обратиться к материалам ранее проведенных исследований.
3.Выявить объективный способ оценки уровня и качества взаимоотношений через игровую деятельность.
Ожидаемый результат:
Предполагается в результате проекта повысить уровень мастерства офицера-воспитателя в проведение игр, объективно оценивать полученные результаты, тем самым улучшая и повышая уровень и качество взаимоотношений в коллективе взвода.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования офицером-воспитателем игрового метода для достижения благоприятного уровня межличностных отношений во взводе, а также правильно влиять на коллектив, внося соответствующие изменения.
Разработка плана проекта.
1. Определить цели, задачи, практическую значимость проекта.
2. Изучить теоретическую базу по теме проекта: изучить соответствующую литературу, методические рекомендации, проанализировать свой практический опыт в данном вопросе.
3. Всесторонне изучить исследуемый коллектив, проанализировать "проблемных" детей, подобрать правильные пути решения.
4. Методически грамотно разработать ход занятия, согласовать его с психологом училища, а также со старшим воспитателем.
5. Просчитать материальные затраты для реализации проекта.
Средства реализации проекта.
Материальные ресурсы: затраты на канцелярские товары; призовой фонд (конфеты, грамоты и т.д.).
Кадровые ресурсы: сотрудники училища, привлеченные к реализации проекта; родители суворовцев; суворовцы.
Сроки реализации проекта.
Проект подразумевает использования игр на протяжении всего учебного года, предпочтительно весенний период, когда подростки особенно нуждаются в смене видов деятельности.
Критерии реализации проекта.
Успешность проекта определяется суворовцами: их отзывами о проведенных занятиях. Косвенным показателем можно считать степень легкости, с которой коллектив взвода решает задачи любого рода, от хозяйственной деятельности до самоорганизации (без участия взрослых).
Реализация проекта.
В реализации проекта участвовали суворовцы 2 взвода 7 роты (6 класс). Проведение игр было организовано в конце недели, когда напряжение и усталость на максимальном уровне.
Приведем пример используемых игр-тренингов.

Игра "Дружба галактик"

Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе и выявление лидеров.
Задачи:
1. Сплотить коллектив;
2. Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;
3. Развивать навыки эффективного общения;
4. Воспитывать терпимое отношение друг к другу.
Оборудование:
белый лист формата А1;
цветы – ромашки из цветной бумаги;
Два комплекта фотографий участников, размер фотографий диаметром 5 см.
Количество фотографий и ромашек зависит от количества участников. Ромашки приклеивают на лист. Один комплект фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают участникам. Каждый суворовец должен получить только свою фотографию.
В процессе игры психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.
Диагностическое направление предполагает наблюдение суворовца в ситуациях игры, изучение его личностных проблем, характера межличностных отношений, социального статуса в группе.
Развивающее начало игры направлено на создание условий для развития личностного роста подростков, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность высказывать свое отношение к негативному поведению.
Коррекционное направление предполагает создание условий для регулирования конфликтности в общении, сплочение коллектива, развитие толерантного отношения в группе.
Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.
Предполагаемый психологический результат:
В результате игры участники перестают проявлять негативное поведение друг к другу (физическая и вербальная агрессия), налаживается взаимоотношение между одноклассниками. Коллектив становится сплоченным, появляется взаимопомощь.

Ход игры:

1 упражнение.
Ведущий предлагает разделиться суворовцам на две команды и придумать название своей галактики.
Воспитанникам дается возможность представить свою галактику, ведущий задаёт наводящие вопросы.
2 упражнение. "Космические песни".
Воспитанникам предлагается спеть по очереди песни, в которых есть упоминание космической темы. По окончанию ведущий подводит итоги.
3 упражнение. "Рисунок на спине".
Развить умение действовать вместе сообща, невербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
Суворовцы строятся колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Ведущий рисует картинку и прячет её, затем такой же рисунок он изображает пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне. Нужно постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый воспроизводит этот рисунок на бумаге. В заключение этот рисунок сравнивается с первоначальным вариантом.
Возможные вопросы для рефлексии:
- Что помогало понимать и передавать ощущение?
- Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?
- Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
4 упражнение. "Найди свою звезду".
Ведущий предлагает участникам сесть в кресла, постараться расслабиться, сделать три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрыть, представить звездное небо. Ведущий красочно описывает воображаемую картину звездного неба: «Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза. Возьмите лист бумаги, карандаши, краски, что пожелаете. Нарисуй свою звезду, вырежи и прикрепи ее на наше звездное небо».
Возможные вопросы для рефлексии:
- Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды?
- Какие чувства испытывали?
- Что показалось трудным?
- Какое настроение у вас сейчас?
5 упражнение. "Путешествие".
Ведущий предлагает познакомиться галактикам, найти общий язык и выбрать того человека, наклеив свою фотографию на ромашку друга.
Ведущий смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего фотографий – там лидер. Там, где звезд мало, предлагается пояснить, почему. Суворовцы дают ответы. Воспитатель предлагает помочь этому участнику приобрести друзей, решить проблему в общении с другими галактиками.
Вопросы для обсуждения:
– Почему у этого иноземца нет друзей?
– Что необходимо сделать, чтобы приобрести друзей?
Следует предоставить возможность высказать предположение тем суворовцам, у которых меньше всего фотографий: в чем они видят проблему, какой выход они видят в сложившейся ситуации. Можно считать педагогическим успехом, если суворовец попросит помощи одноклассников в решении проблемы.
Результаты реализации проекта.
Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты. Проведенный с обучающимися тренинг на тему «Дружба галактик» доказал, что игра является важным средством воспитания. Суворовцы научились видеть качества человека, необходимые в дружбе, узнали о наиболее ценимых человеческих качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. Проведенный тренинг оказал положительное влияние на формирование взаимодействия подростков. Упражнения, проведенные с воспитанниками, помогли снять психологический барьер, вселили уверенность в собственные силы суворовцев, улучшили общение между одноклассниками.

Список литературы

1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2005.
2. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. – 2014. – №5. – с. 543–546.
3. Полат Е.С. Метод проектов. История и теория вопроса. // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Академия», 2010. – с. 193-200.
4. Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2022