Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Современный этап развития российского общества требует воспитания образованной, творческой, коммуникативной, активной и работоспособной личности. Таким образом, главной задачей становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека, которому характерны мобильность, гибкость, готовность и умение учиться в течение всей жизни.
Особое значение придаётся коммуникативному воспитанию школьников, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей навыками речевой культуры.
Известно, что процесс интенсивного общения позволяет детям преодолеть неблагоприятные ситуации: дискомфорт среди сверстников и незнакомых взрослых, выражающийся в робости, смущении, беспокойстве, недостаточности в развитии активной и пассивной речи. Влияние общения прослеживается в формировании самосознания, любознательности, развитии эмоциональности, дружелюбного отношения к сверстникам, общительности, что повышает эффективность процесса обучения.
Развитие коммуникативных и творческих способностей более эффективно осуществляется во внеурочное время. Поэтому театрально-художественная деятельность оптимально реализует умение творчески решать психологические, социальные проблемы, преодолевать трудности.
…Инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение даже у нас, профессиональных артистов. Что-то есть в нашей педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и потом, только став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в Детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественные стремления - представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений! –
К. С. Станиславский о детском театре.
Театральная деятельность может стать неотъемлемой частью школьной жизни, а школьный театр – местом, где проявляются скрытые возможности ребят. Где объединяются дети и взрослые. Где они учатся общаться, где происходит познание себя и других.
Цель детского театра в первую очередь – развить каждого участника, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его духовный мир, умение слушать и восхищаться работой, возможность обменяться впечатлениями и опытом другого актера.
Театр учит высказываться так, чтобы быть услышанным, формирует чувство ансамбля, ощущение коллектива. В условиях школьного театра могут проявить себя дети с разным уровнем одарённости, с разным уровнем развития художественных и музыкальных способностей.
У многих детей плохая дикция, они зажаты, стеснительны, не уверены в себе, не могут правильно выразить свои эмоции.
На первых занятиях юные актёры учатся говорить, ходить, сидеть, стоять, двигаться, жестикулировать, используя различные упражнения. От них необходимо добиваться хорошей дикции, верного понимания текста, владения своими голосовыми данными.
При выборе произведения для постановки необходимо учитывать интересы учащихся, актуальность, злободневность темы, возможность поиграть. Ребята постоянно расширяют свой кругозор, ищут интересный драматургический материал. Они обретают умение анализировать пьесу, у них развивается творческое воображение.
Играя на сцене, юные актёры стараются не только воспроизвести поведение своего героя, но и осмыслить его причины, выразить к нему собственное отношение.
Работая в театральном коллективе, школьники начинают верить в себя, в свои возможности, учатся взаимоуважению, взаимовыручке. Ребят привлекает более тесное, доверительное общение, атмосфера открытости и неформальности, творческие взаимоотношения учителя и учащихся. Каждый ребенок развивается, прежде всего, личностно, в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения.
Первейшее назначение школьного театра, его главнейшая миссия – увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное. Он помогает пробудить в человеке способность размышлять о мире и о себе, об ответственности за свои поступки. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью.
Библиографический список
1. Литература. 7-11классы.Здесь живет театр: программы, занятия кружков, элективный курс /авт.- сост. О. Я. Лянцман. – Волгоград: Учитель, 2009г.2. Сац, Наталия Ильинична (1903-1993). Новеллы моей жизни [Текст]. - Москва: Искусство, 1979.