НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Афанасьева М. А., Писарик Е. Е. Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка-дошкольника

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Слушание музыки имеет огромное влияние на ребенка. Музыка влияет на психику, настроение ребёнка, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Соответственно, эмоциональным состоянием ребёнка можно управлять.
Особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте. Поэтому тема воздействия музыки на формирование личности человека в дошкольном возрасте актуальна в наши дни. Многообразие эмоциональных проявлений детей выражается в эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния выражаются в психических состояниях, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность поведения.
Эмоциональные состояния возникают и развиваются у человека в течение всей жизни. В дошкольный период происходит наиболее интенсивное эмоциональное развитие. Это связанно с развитием у детей мотивационной, познавательной и интеллектуальной деятельности. Эмоциональное развитие дошкольников наглядно характеризуют изменения во внешних проявлениях чувств. Дети осваивают умение подавлять резкие и бурные эмоциональные выражения (сдерживая слезы или скрывая страх). Совершенствуется язык чувств - дошкольники усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения. Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Дети способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Это происходит из-за того, что они не могут управлять своими чувствами. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального развития дошкольников.
Музыка имеет особое значение в этом возрасте, т.к. происходит формирование личности. Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь, для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.)
В музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Взрослые должны любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, а также понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Отношение родителей к музыке передается ребенку. Когда взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое мнение, объясняют свои ощущения, то ребенок духовно обогащается, формируется его вкус, привязанность к музыке. В семье, в которой серьезно подходят к вопросу музыкального воспитания, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура, он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. Музыка также влияет на умственное развитие ребенка.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоциональное восприятие музыки - одна из важнейших музыкальных способностей. Успехи в музыкальном развитии детей зависят от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную музыку - это прежде всего классическая музыка. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают классическую музыку таких композиторов, как Чайковский, Бах, Вивальди, Моцарт, Шуберт.
Системное прослушивание музыкальных произведений вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их эмоциональное состояние. Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Дошкольный возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение.)
Музыка оказывает мощное влияние на мозг. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает способность к концентрации. Кроме того, музыка помогает детям чувствовать себя более позитивно и улучшает их творческое мышление. Когда дети слушают классическую музыку, она обеспечивает положительное и расслабляющее состояние. Классическая музыка может также уменьшить стресс и облегчить разочарования. Использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия. У дошкольников на музыкальных занятиях формируются такие важные качества, как коллективизм, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках. «Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной). Необходимо использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей в жизни детского сада и в семье. Ребенку нужна музыкальная среда, прослушивание музыки в более свободных формах. Музыку можно использовать в качестве фона для другой деятельности (тихих игр, рисования). Прослушивание музыки должно происходить в спокойной, тихой обстановке. Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке. При неоднократном прослушивании музыки у детей возникают такие изменения, как: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливание деталей исполнения, более глубокие и содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активное пополнение словарного запаса. Таким образом, на основе выполненного анализа можно сделать следующий вывод: музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети становятся менее раздражительными. Музыка способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей.

Библиографический список

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону.: 2008.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М.: 1953.
3. Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. - М.: 1990
2021