Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Скрипкин Е. А., Паластрова В. В. Работа с родителями суворовцев младших курсов по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации работы с родителями суворовцев младших курсов Пермского суворовского военного училища по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся. Представлены современные подходы и методы работы с семьей по вопросу развития здоровьесберегающей компетентности.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. В настоящее время проблема сохранения и формирования здоровья детей значима и актуальна. Статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации» свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков. Так, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны [1].
В связи с этим одной из приоритетных целей государства является сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Школа на современном этапе должна стать важнейшим источником приобщения семьи к проблеме сохранения своего здоровья, создания высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
В Пермском суворовском военном училище данной проблеме уделяется большое внимание. В Регламенте Пермского СВУ среди основных задач учреждения ставятся «…обеспечение физического развития обучающихся», «…развитие физической выносливости и стойкости» [3]. В Программе развития Пермского СВУ на 2017-2020 годы среди ключевых задач стоит «создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся… формированию здорового образа жизни» [2].
Пермское СВУ реализует программы основного общего и среднего общего образования, дополнительные образовательные программы, целью которых является подготовка несовершеннолетних граждан в дальнейшем к служению Отечеству в ракетных войсках стратегического назначения. Особый приоритет отдается реализации идей сохранения и укрепления здоровья обучающихся, так как выпускник, не отвечающий определенным требованиям, не сможет продолжать обучение в учебных заведениях МО РФ и в дальнейшем служить в российских войсках.
Важно отметить, что здоровье детей зависит не только от системной, комплексной деятельности государственных и негосударственных структур, но и организованных усилий педагогов и родителей. Следовательно, работа с родителями суворовцев по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся – один из аспектов деятельности воспитателя Пермского СВУ.
Как показывает практика, поколение нынешних родителей ощущает значительную нехватку знаний и компетенций в воспитании детей, особенно в вопросах здоровьесбережения. Важно, чтобы Пермское СВУ играло роль связующей нити между сообществом и семьей. Именно воспитатели должны стать тем маячком, на опыт и практику которых будет опираться семья.
В этом направлении целью работы воспитателя является формирование и развитие у родителей установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи: 1) формирование у родителей здоровьеполагающего мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; 2) формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; 3) воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью своих детей путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения; 4) формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Исходя из нашего опыта, перечислим основные направления деятельности воспитателя и предполагаемые формы работы, дающие результат:
1.Учёт состояния здоровья родителей: анкетирование родителей с целью определения их состояния здоровья; составление карты здоровья родителей, организация работы с родителями по группам здоровья (при желании); контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы обучающихся дома.
2.Внеурочная работа: оформить уголок для родителей «Здоровый ребенок, здоровая семья – здоровая Россия»; проведение открытых классных и общешкольных мероприятий спортивно – оздоровительной направленности с привлечением родителей.
3.Пропаганда здорового образа жизни: тематические классные часы, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, стихотворений, различные акции (совместная работа детей и родителей); организация работы по профилактике токсикомании, наркомании, курения, алкоголизма; обучение родителей оказанию первой медицинской помощи.
4.Соревнования и спортивные праздники.
5.Классные часы с приглашением родителей по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни.
6.Родительские всеобучи по проблеме формирования здорового образа жизни.
7. Привлечение общественности к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
Поделимся тематикой родительского лектория по сохранению здоровья обучающихся (5-6 класс): Здоровье нашего ребенка: как его сохранить? Физические проблемы взросления детей. Трудности адаптации к школе (для родителей 5-классников). Психологические и возрастные особенности развития подростка. Музыка и телевизор в жизни ребенка. Вредные привычки. Как им противостоять? Психологическая подготовка обающихся к контрольным работам и промежуточной аттестации. Учим детей заботиться о других. Роль семьи в воспитании здорового поколения.
Работа с родителями суворовцев младших курсов по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся позволяет получить следующие результаты: закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике; предупреждение табакокурения и употребления алкоголя среди родителей и детей; ответственность родителей перед законом за сохранение жизни и здоровья ребенка; умение родителей и детей противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения; умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения; ответственное отношение к здоровью всех членов семьи.

Список использованной литературы

1.       Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/1320 (дата обращения 22.04.2019).
2.       Программа развития ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище» на 2017-2020 годы.
3.       Регламент ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище».
2020