НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Исаенко Ю.М., Бочанова Н.А. Развитие интереса к двигательной деятельности у дошкольников 6 – 7 лет

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Анализ современных исследований в сфере дошкольного образования (В.Н. Бутенко (2007), Е.А. Кудрявцевой (2014), М.С. Леонтьевой (2013), И.А. Липчанской (2003), Т.Л. Пасальской (2011), А.В. Третьяк (2006) и др.)  говорит о том, что педагогическая наука и практика в настоящее время в качестве основной задачи ставит: сформировать ребенка как субъекта социального мира. Ученые и педагоги-практики находятся в творческом поиске возможных механизмов развития у ребенка-дошкольника позиции субъекта в основных видах детской деятельности. Коллектив МБДОУ д/с № 76 не исключение. Являясь участниками региональной инновационной площадки «Технология социализации дошкольников в двигательной деятельности» в период с января 2019 года по ноябрь 2020, педагоги погрузились в проблему социализации дошкольников в полной мере. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, ответственность за формирование в личности позиции субъекта возложена на образовательные учреждения всех уровней.
Двигательная деятельность объединяет интересы мира взрослых и детей, имеет четкую структуру, которая включает в себя информацию, модели взаимодействия в освоении техники, модели организации игрового пространства. Двигательная деятельность является той средой, которая способствует взаимообучению и развитию старших дошкольников. Поэтому  успешность социализации зависит от правильного педагогического сопровождения  двигательной деятельности. Таким образом, выбор педагогических средств был направлен  на повышение активности и интереса ребенка к двигательной деятельности, обусловленной  современными тенденциями в социуме с личностно-ориентированным характером физического воспитания, на становление дошкольника как субъекта детских видов деятельности, а также  на установку системы дошкольного образования, на использование  активных методов и форм обучения, которые позволят современным дошкольникам становиться субъектами своей деятельности быстрее и эффективнее. Для реализации данной задачи наш коллектив стал активно использовать возможности интегрированных видов деятельности, где наряду с традиционной двигательной деятельностью дети активно исследуют и познают. Инновационность предлагаемых нами средств развития интереса к двигательной деятельности заключается в комбинации традиционных игровых приемов двигательной деятельности дошкольников со средствами визуальной фиксации результатов двигательной и познавательной деятельности в сфере физического воспитания дошкольников. Данная комбинация позволяет детям более активно осуществлять коммуникацию между собой и с взрослыми. Для этого наш коллектив стал использовать постер-технологии.  Результатом работы становится не только сам постер (плакат), а реальное знание, умение или опыт обучающегося, полученный в процессе его изготовления. В данной технологии важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта (постера, плаката) в рамках заданной темы и по заданным правилам. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество, взаимодействие, коммуникация детей. Одно из средств визуализации результатов деятельности это постер или плакат, который дети изготавливают в технике коллажа. Результат от самой двигательной деятельности, т.е. развитое физическое качество или умение может быть отсрочено во времени, получиться может не сразу и не у всех, а постер результат – открытия есть уже сейчас, он видим, ощутим и понятен. Творческой группой педагогических работников МБДОУ д/с № 76 «Везелица» г. Белгорода был разработан цикл мероприятий, с использованием постер-технологий основной тематикой которых, стали физкультура и спорт, а именно: «Чемпионат мира по водным видам спорта»; «Олимпийские игры, олимпийское движение»; «Спортивные игры»; «Спортивная форма»; «Мячи, какие они бывают?». Конспект сюжетного развлечения для подготовительной группы «Чемпионат по водным видам спорта для дошкольников» представлен в приложении 1.
Благодаря внедрению постер-технологий в физкультурно-оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста, нам удалось не только упростить процесс познания и разнообразить образовательную деятельность, но и в значительной степени повысить интерес дошкольников к двигательной активности, и их вовлеченность в занятия физкультурой и спортом. Детям удалось подробнее узнать о тех видах спорта, которые ранее были им незнакомы, а некоторые элементы  можно легко использовать в играх с водой и на воде. В качестве диагностического материала мы использовали беседы по заранее заготовленным вопросам понятным для детей. Один из лучших способов узнать что-то у детей – это спросить у них об этом. Так, для выявления сформированности интересов и спортивных предпочтений у детей дошкольного возраста мы разработали вопросы для беседы, (Приложение 2).  В исследовании по развитию интересов и спортивных предпочтений участвовало две группы детей старшего дошкольного возраста: старшая группа № 11 и старшая группа №10 МБДОУ д/с № 76. Обе группы обучаются по ООП ДО, участвуют в физкультурно-оздоровительной деятельности МБДОУ, многие дети посещают учреждения дополнительного образования, посещают занятия по дополнительным образовательным программам физкультурно-оздоровительной направленности в МБДОУ. Однако, дошкольники экспериментальной группы №11 знакомились со спортинвентарем, мячами, спортивными играми, спортивной формой, водными видами спорта, понятием «олимпийское движение», зимние и летние виды спорта с использованием постер-технологии, а контрольная группа № 10 - в рамках ООП ДО. 
Выявление результативности внедрения постер-технологий в процессе формирования интереса к двигательной деятельности у дошкольников 6 – 7 лет по использованию  двух методик (беседы «Изучение интересов и спортивных предпочтений дошкольников» и проективной методики Г.А. Урунтаевой «Интересы и предпочтения детей в спорте»),  целью которых было выявить сформированность спортивных предпочтений и интересов у детей старшего дошкольного возраста,   показало следующие результаты.
Контрольная группа
Оптимальный уровень – 40,2% дошкольников
Допустимый – 45,6% дошкольников
Недостаточный уровень – 14,2 %.

Рис.1.


Экспериментальная группа 
 Оптимальный уровень – 60,5% дошкольников
Допустимый – 39,5% дошкольников
Недостаточный уровень - 0 % дошкольников





Рис 2.



На диаграммах рис. 1 и 2 можно проследить, что дети обоих групп имеют сформированные интересы к спортивной деятельности, знают наиболее распространённые виды спорта и спортивные игры их смысл и правила игры. Умеют дифференцировать те виды спорта, которые им близки и интересны от тех, в которые они не пробовали играть. Дети имеют представления о спортивных сооружениях, рассказать, какие сооружения, для каких видов спорта предназначены, демонстрируют знания о спортивной форме, спортивных снарядах. Осведомлены о понятии «спортивное мероприятие», могут дифференцировать тех, в которых они участвуют, от тех, которые они могут посмотреть. Знают, каким видами спорта хотят заняться в будущем, если уже занимаются, могут описать примерные результаты, которых хотят добиться например (набить футбольный мяч на стопе 10 раз, набить мяч на теннисной ракетке 10 раз, продержаться под водой 1 минуту, выполнить поперечный шпагат и т.д.). Однако, в контрольной группе все же имеются дети, которые во время тестирования показали недостаточный уровень сформированности спортивных предпочтений и интересов. Это незначительный процент детей 14,2%, с которыми следует использовать индивидуальный подход. Отсутствие детей с несформированными спортивными предпочтениями в экспериментальной группе, говорит об эффективности  используемых нами средств, а, именно, комбинации постер-технологии в познавательно-игровой деятельности и самой двигательной активности. Данное средство развития интереса к спорту и двигательной активности подойдет для детей разных категорий и возрастов и может быть полезно для педагогов как дошкольных образовательных учреждений, так и общеобразовательных, коррекционных, а также учреждений дополнительного образования.  

Приложение 1.

Конспект сюжетного развлечения                                                                                     для старшей и подготовительной группы

«Чемпионат по водным видам спорта для дошкольников»


Цель: познакомить детей с водными видами спорта
Задачи.
•       Дать элементарное представление о водных видах спорта, особенностях проведения соревнований по ним, масштабе.
•       Создать информационный постер по теме занятия.
•       Укреплять опорно-двигательный аппарат детей, способствовать выработке правильной осанки, развитие волевых способностей.
•       Содействовать развитию внимания, творческих способностей, интереса к спортивным занятиям.
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, аудиозаписи, медали, лодочки (бумажные или пластиковые), ёмкость с водой, бумага ватман – А-1, вырезки из журналов с изображениями различных видов спорта, спортивной атрибутики, спортивных снарядов и инвентаря в большом количестве.
Длительность: 35 минут.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ

I. Вводная часть
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я расскажу вам о водных видах спорта и о чемпионате мира по водным видам спорта. Водные виды спорта - все виды спорта, связанные с водой. Водные виды спорта подразделяются на командные и индивидуальные, а также на те, в которых используется дополнительный инвентарь и на те, в которых он не используется. Они очень популярны по всему миру, об этом говорит огромное число соревнований самого высокого уровня на открытой воде и бассейнах. Какие водные виды спорта вы знаете? Что объединяет все эти виды?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А кто из вас знает, что такое чемпионат?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Чемпионат мира – это большое спортивное событие для спортсменов всех стран. Спортсмены долго и тщательно готовятся к нему. Чемпионат мира проводится 1 раз в году, и каждый год в разных странах нашей планеты. В России такой Чемпионат впервые проводился в городе Казани в 2015 году».
Педагог демонстрирует детям презентацию, где размещены схематические изображения семи водных видов спорта (гребля, прыжки в воду, гребной слалом, синхронное плавание, парусный спорт, водное поло, плавание) знак – символ чемпионата мира и его логотип (см. в свободном доступе в сети Internet). 
Воспитатель: «Сегодня я предлагаю вам провести собственный чемпионат по некоторым водным видам спорта». 
Воспитатель: «С чего начинается тренировка спортсменов? Правильно, с массажа».
1.    Упражнение «Гуси».
 Дети делятся по парам, кому не хватило пары - работают с педагогом. Двое детей делают массаж спины друг другу по очереди, массаж выполняется одновременно двумя руками, дети старшей и подготовительной группы выполняют «прищипы», что позволяет «массажисту», помимо мелкой моторики, развивать координацию движений.

Два веселых гуся

Вышли на бережок.

Травку щипали

Весело кричали.

Га-га-га, га-га-га

С последними словами дети меняются местами.
2.    Упражнение «Про лягушат».
Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз, затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой.

Дождик, дождик

Пуще, пуще,

Будет праздник у лягушек,

Грянул гром -

Бом-бом!

Все лягушки быстро в дом.


Воспитатель: «Во время разминки нас приветствуют символы чемпионата мира».
Воспитатель: «Разминка прошла успешно. Все спортсмены готовы к соревнованиям и занимают места на «трибунах».
Теперь посмотрим, как проходили  соревнования.
1.     Гребля на байдарках и каноэ – олимпийский гребной вид спорта, суть которого заключается в скорейшем преодолении дистанции на байдарках и каноэ. Места в заезде распределяются между участниками по мере пересечения ими финишной прямой.
2.     Гребной слалом — это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в прохождении на байдарках и каноэ участков горной реки либо бурной воды с естественными и искусственными препятствиями на время.
3.     Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing) – олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.
4.     Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).
5.     Прыжки в воду – олимпийский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении акробатических элементов в прыжке с вышки или трамплина в воду. В прыжках в воду оценивается как качество выполнения акробатических элементов, так и чистота входа в воду.
6.     Синхронное плавание – это женский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении в воде различных фигур и движений под музыку. Синхронное плавание является олимпийским видом спорта.
7.     Водное поло (англ. water polo) — командный водный олимпийский вид спорта, целью в котором является забросить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает оппонент в установленное время. Игра проходит в воде, а мяч держат и забрасывают в ворота одной рукой».
Воспитатель: «Итак, чемпионат по водным видам спорта объявляю открытыми. Начинаем соревнования. А начнём с парусного спорта. Что самое главное в этом виде спорта?  Правильно, попутный ветер! Разбирайте свои парусники и на старт парусной регаты! Внимание, марш!»
Упражнение «Дуй на шарик». Используются игрушечные лодочки (бумажные лодочки). В качестве бассейна пластиковый контейнер наполненный водой, у каждого ребенка свой контейнер, шарик опускается на воду у одного бортика, задача детей по команде дуть на шарик, чтобы он доплыл до другого борта.   
Воспитатель: «Все яхты успешно миновали финишный створ. А сейчас поспешим на гребной канал, где проводятся соревнования по гребле на байдарках и каноэ».
Эстафета «Каноэ». Дети делятся на две команды, надевают на талию надувной круг и бегут к ориентирам  (имитация движений гребли веслом: передвижение с попеременной работой прямых рук, как весел, каждый игрок после прохождения дистанции снимает круг и передает его следующему игроку).
Воспитатель: «Молодцы, спортсмены! Выступили прекрасно. А теперь перенесемся на соревнования по синхронному плаванию. Современные соревнования по этому виду спорта проводятся только среди девушек, но в Казани впервые были представлены смешанные команды. А другие спортсмены и зрители с удовольствием смотрят эти выступления».
Аэробика «Чунга-Чанга». Педагог под песню «Чунга-Чанга» В. Шаинского и Ю. Энтина выполняет простые танцевальные движения по 8 – 10 раз, дети повторяют за педагогом (задача детей синхронно повторять движения воспитателя).
Воспитатель: «Спортсмены, молодцы! Показали отличные результаты. А сейчас мы отправимся в бассейн, где соревнуются пловцы».
Воспитатель рассказывает какие бывают стили плавания: вольный стиль или кроль на груди, кроль на спине, брас, баттерфляй, показывает детям видеоролик с презентацией данных стилей. Предлагает детям проимитировать стили плавания, дети имитируют, воспитатель помогает, проверяет как дети усвоили материал – как будем плыть кролем, как брасом, как баттерфляем?     
Воспитатель: « Молодцы, пловцы! Отлично все проплыли».
Воспитатель: «По традиции страна чемпионата мира  представляет вид спорта, который рекомендует к включению в программу последующих игр. Мы предлагаем вариант спортивного дайвинга. Классический дайвинг – это подводное плавание со специальным снаряжением. Зачем люди погружаются под воду»? (Ответы детей).

III. Заключительная часть

Воспитатель: «А теперь мы сделаем постер про наш чемпионат мира по водным видам спорта». Берет ватман с заготовленным заголовком «Чемпионат по водным видам спорта». Дает ребятам задание: среди различных картинок найти только те, на которых изображены виды спорта, участвующие в чемпионате мира.
Дети: рассматривают картинки и выбирают нужные, называют вид спорта, который изображен на выбранной картинке, а потом собственноручно приклеивают картинку на ватман. Так до тех пор, пока все картинки по данной теме не будут размещены на постере.
Воспитатель: следит, чтобы каждому из детей удалось разыскать подходящую картинку для создания ситуации успеха для каждого ребёнка.
Воспитатель: «Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани закончился. Лучших спортсменов на центральной площади награждают медалями». Просмотр видеоролика с награждением спортсменов.  
Воспитатель: «Вы очень ловкие и смелые ребята. А теперь мы проверим, как вы запомнили водные виды спорта. У меня на стенде висят знаки водных видов спорта, но только их половинки. Ваша задача: найти вторую половинку и соединить их». Выполнение задания детьми.
Воспитатель: «Ребята, сегодня вы показали отличные результаты, поэтому награждаетесь медалями».
 Сюрпризный момент. Воспитатель награждает детей медалями.
Воспитатель: «Спасибо за внимание и до новых встреч! До свидания!»

Приложение 2.

Беседа «Изучение интересов и спортивных предпочтений дошкольников».
Цель: выявить спортивные предпочтения и интересы у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование:  протоколы беседы.
Инструктаж:  воспитатель предлагает дошкольникам ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Назови свои любимые игры в детском саду?  
2. Какие виды спорта ты знаешь?
3. Что такое спортивный инвентарь?
4. Что такое спортивная форма?
5. Назови, какие спортивные игры ты знаешь?
6. Как ты думаешь, для чего нужны спортивные игры?
7. В какие спортивные игры вы играете в детском саду?
8. В какие спортивные игры ты играешь с родителями, родственниками и друзьями в выходные дни, на каникулах, на отдыхе?
9. Назови свои любимые спортивные игры? Почему ты любишь играть именно в них?
10. Для чего люди занимаются спортом?
11. Расскажи, какую одежду нужно надевать для занятий спортом?
12. Твои родители занимаются спортом? Каким?
13. Хотелось бы тебе заниматься каким-нибудь видом спорта?
14. Ты посещаешь спортивную секцию? Какую?
15. Ты смотришь спортивные телепрограммы по телевизору дома?
16. Где можно заниматься спортом? (на стадионе, во дворе, дома, на спортивной площадке, на катке, в бассейне...).
17. Какие спортивные сооружения нашего города ты знаешь?
18. Какие спортивные мероприятия ты посещал(а), какие хотел(а) бы посетить?
19. На каких спортивных мероприятиях ты был(а) непосредственным участником.
Результат:
Оптимальный уровень ребенок полно и достаточно развернуто ответил на 7 – 10 вопросов (7-10 баллов): дошкольник демонстрирует сформированность спортивных предпочтений и интересов.
Допустимый уровень ребенок полно и достаточно развернуто ответил на 4 – 6  вопросов (4-6 баллов): заметно выражена сформированность представлений о спортивных предпочтениях и интересах, но она не проявляется постоянно.
Недостаточный уровень ребенок полно и достаточно развернуто ответил не более чем на 3 вопроса (0-3 балла): ребенок испытывает трудности, беспокойство при ответе на вопросы (ответил меньше чем на половину вопросов) - слабо представлена сформированность спортивных предпочтений и интересов.

Приложение 3.


Модифицированная методика выбора

(по Г.А. Урунтаевой)

Цель: выявить интересы и предпочтения детей в спорте.
Оборудование: карточки с разными видами спорта.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку выбрать карточку с тем видом спорта, которым бы ему хотелось заниматься. Затем ребенку предлагается выбрать из оставшихся карточек тот вид спорта, которым ему хотелось заниматься и т.д. используется 10 – 15 наиболее распространённых видов спорта: футбол, волейбол, баскетбол, плавание, гимнастика, фигурное катание, лыжный спорт, велосипедный спорт, гребля, легкая атлетика, стрельба, борьба и боевые виды спорта (ранжирование).
Результат:
Оптимальный уровень (7-10 баллов): дошкольник демонстрирует сформированность спортивных предпочтений и интересов.
Допустимый уровень (4-6 баллов): заметно выражена сформированность представлений о спортивных играх, недостаточно выражены предпочтения и интересы, ребенок сомневается в порядке выбора.
Недостаточный уровень (0-3 балла): ребенок испытывает трудности, беспокойство при ответе на вопросы (ответил меньше чем на половину вопросов) - слабо представлена сформированность спортивных предпочтений и интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.07 / Л.В. Абдульманова. – Ростов на Дону, 2006. – 42 с.
2.     Бакаева, О. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2014. №6. – С.96-100
3.     Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Н.М. Борытко. – М., 2001. – 40 с.
4.     Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 / В.Н. Бутенко. – М., 2007. – 22 с.
5.     Кудрявцева Е.А. Социально-нравственное развитие старших дошкольников в коллективных взаимоотношениях: учеб. метод. пос. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования / Е.А. Кудрявцева, Е.А. Киянченко. – Борисоглебск, 2008. – 169 с.
6.     Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. – Ч. 2. – Тула: ТулГУ. – 2013. – С. 362-369.
7.     Липчанская И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.А. Липчанская. – Волгоград, 2003. – 200 с.
8.     Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ / // СЗ РФ. – 2011. – Ст. 1234. – URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1. (дата обращения: 20.05.2013).
9.     Сайкина Е.Г. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учеб.-метод. пособ. для педагогов шк. и дошк. учреждений / Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва. – СПб: Детство-пресс, 2004, 2005. – 128 с.
10.   Третьяк А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.07 / А.В. Третьяк. – СПб, 2006. – 19 с.
11.   Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

2022