Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf
Задачи: вызывать эмоциональный отклик на музыку и желание слушать ее, привлекать детей к балетному искусству, формировать певческие умения и навыки, формировать умение выразительно и ритмично двигаться, в соответствии с характером музыки, развивать внимание, память, воспитывать активность.
Материалы и оборудование к ООД:
¾ ТСО: фортепиано, проектор, музыкальный центр, CD-диск;
¾ иллюстрации (портрет композитора, балерины, симфонического оркестра), презентация;
¾ музыкально – дидактическое пособие «Музыкальная лесенка» (5-ти ступенчатая).
Ход деятельности:
Под музыку «Спокойная ходьба» (муз. Т. Ломовой) дети входят в зал и встают в круг. Дети и музыкальный руководитель (далее: М.Р.) приветствуют друг друга.
М.Р.: Здравствуйте, девочки!
Девочки: Здравствуйте!
М.Р.: Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
М.Р.: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
М.Р.: Ребята! Все дети любят отгадывать загадки. Начнем и мы с загадки.
На деревья, на кусты с неба падают цветы.
Белые, пушистые, резные, серебристые. Что это?
ДЕТИ. Снежинки.
М.Р.: Падают снежинки белые пушинки
Полетели, понеслись и на землю улеглись.
Сейчас мы пошагаем по сугробам,
И проложим другим дорогу.
А теперь друг за другом
все бегом, бегом, бегом,
Ножка ножку догоняла,
прямо за ней скакала.
Приставной шаг (рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова - 1 часть)
Прямой галоп (рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова - - 2 часть).
Под звучание «МАРША» из кинофильма «Веселые ребята» музыка Д. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача дети присаживаются на стулья.
М.Р.: Снежинки легкие, воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно сочинить. Сегодня мы с вами послушаем музыку русского композитора Петр Ильич Чайковский (показ портрета).
И сегодня мы не только послушаем «Вальс снежных хлопьев», но и увидим его в исполнении балерин (показ иллюстрации).
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово «вальс» происходит от слова «кружиться». Итак, внимание на экран, посмотрим «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
Дети смотрят «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского (фрагмент из балета «Щелкунчик» в исполнении «Мариинского театра» Санкт-Петербурга).
М.Р.: Ребята, вы очень внимательно слушали музыку. Скажите, какая она была по характеру?
Дети: Сказочная, волшебная, кружащаяся, полетная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая.
М.Р.: Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. А где живут снежинки?
Проводится фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с М. Р. гласные звуки в пределах чистой квинты) с использованием музыкальной 5-ти ступенчатой лесенки - 3 раза.
Снежинки живут в большой снеговой туче.
Туча мягко покачивается, баюкает снежинок
Налетел ветер и стал качать тучу по небу
Проснулись снежинки, прыгают с тучи и полетели на землю
Показ рукой движение мелодии
пропевают звук «а» от соль (I) до до (I)
пропевают звук «у» от до (I)
до соль (I)
пропевают короткими звуками «а» соль (I), «о» ми (I), «у» до(I)
М.Р.: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная? А какая еще бывает зима?
Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная.
М.Р.: Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая. Потому что зимой можно покататься на лыжах и ещё… (М. Р. играет мелодию песни «Саночки» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко) Узнали? (Дети отвечают: «На саночках») Правильно!
Исполнение песни «Саночки» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.
Молодцы! Вот теперь пойдем, покатаемся на саночках! (под мелодию песни «Саночки» дети встают в круг)
М.Р.: Ребята, на какой праздник к нам зимой приходит Дедушка Мороз?
Дети: Новый год.
М.Р.: Новый год это не только песни, но и конечно задорные танцы. Мы с вами уже начали учить танец. Сейчас его вспомним.
Исполняется танец «Веселые дети» (хорватская народная мелодия, обработка В. Герчик).
М.Р.: Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам 3 раза отхлопывают слово «сне-го-пад») А из снега я слепила?
Дети: Снежный комочек.
Проводится игра «Снег, снежок» музыка и слова Е. Макшанцевой. М. Р. поет, а дети выполняют движения по тексту. Музыка продолжает звучать, дети бросают «снежки» друг в друга.
М.Р.: Ребята, как вы весело играли, и теперь вы все в снегу. Отряхнем друг друга.
Проводится телесно-ориентированное упражнение «Отряхнёмся».
М.Р. (поет): Вот и всё, ребята! До свидания!
Дети (поют): До свидания!
М.Р.: До свидания. До новых встреч!
Дети друг за другом выходят из зала под спокойную музыку.