НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Майбога Е.И. Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических и танцевальных движений

Библиографическое описание:
Майбога Е.И. Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических и танцевальных движений // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

«Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок».
И. М. Сеченов

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

На музыкальных занятиях, ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

Танцевальная деятельность и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк». Движения для танцев, игр и этюдов должны быть доступными двигательным возможностям детей с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности, понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.)

Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми. Такой настрой способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности.

Можно использовать такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные и слуховые сигналы.

Репертуар желательно подобрать так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, и чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные мелодии, веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные и т.д. Используйте различные коммуникативные танцы и игры.

Занятия с детьми необходимо строить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах можно использовать дидактические игры.

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отметьте на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, старайтесь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

Работа над выразительностью исполнения начинать нужно еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

В этом процессе совершенствуются и нравственно – коммуникативные качества личности детей, развивается умение сопереживать другим людям и животным; умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми.

Хорошо, когда танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений не вызывает комплекса при их выполнении, и можно подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ.

Творческое исполнение движений, под музыку всегда способствует созданию приподнятого настроения на занятиях, регулирует психофизические процессы.

Способность к пластической импровизации побуждает детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д.

Особое внимание нужно уделить освоению образно-игровых движений, с помощью которых закрепляются двигательные качества: пластичность, ловкость и плавность движений.

Основная направленность развитие самостоятельности и творческого самовыражения заключается в том, чтобы дети не только повторять показанные движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров.

Практика показывает, что регулярное включение танцевальных элементов в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.

Благодаря системе танцевальной деятельности у воспитанников происходит укрепление здоровья, развитие и рост опорно-двигательного аппарата, развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развивает творческие способности.

Библиографический список

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика / Буренина А.И. – СПб, 2000.

2. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и Д», 2002.

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение», 1983.

6. Ноткина Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост.– СПб.: Образование, 1993.
2023