Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
В период дошкольного детства общение и взаимодействие со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый — воспитывает, учит, ребенок — подчиняется, учится.
В ситуации общения с другими детьми, даже если эти дети незначительно старше, ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с более взрослыми детьми, ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты, получает новые знания и приобретает новые умения, что особенно важно в адаптационный период.
Адаптационный период – это довольно сложный процесс, который предполагает знакомство ребенка с еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями.
При попадании детей в незнакомую среду у них появляется чувство тревоги, и нами было отмечено, что случайные встречи со старшими братьями и сестрами в пределах сада значительно улучшают эмоциональное состояние детей. Нами было выдвинуто предположение, что привлечение старших дошкольников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для младших дошкольников более взрослые дети (старшие дошкольники) несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, и оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша. Именно в этот период становится очень важно общение в системе «ребенок – ребенок», так как наглядный пример и равноправные отношения оказывают благоприятное влияние на адаптацию маленького ребенка к детскому саду.
Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия с детским коллективом, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, уверенность в себе, социальная компетентность.
Актуальность исследования определяется необходимостью создания условий для активного взаимодействия младших дошкольников со старшими. Межличностное общение детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражена во многих психолого-педагогических исследованиях А.И. Аржановой, П.В. Артемовой, В.Я. Вороновой, В.А. Горбачевой, Р.Н. Ибрагимовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Р.М. Римбург и др.. Проблема межличностного общения и межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста разработана достаточно, в то время, как взаимодействие детей непосредственно в адаптационный период освещено не полностью.
Данные основания позволили нам предположить, что, начиная с трехлетнего возраста, при педагогической организации адаптационного периода возможно включение процесса содержательного взаимодействия младших дошкольников со старшими, которое может проходить в специально созданных образовательных ситуациях, режимных процессах ведущих к освоению детьми способов продуктивного взаимодействия и улучшению эмоционального состояния дошкольников. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мы и создали проект «Взаимодействие младших дошкольников со старшими дошкольниками в адаптационный период».
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: игровой;
- по числу участников проекта: фронтальный;
- по времени проведения: долгосрочный (1 год);
- по характеру контактов: в контакте с другой возрастной группой.
Задачи проекта:
· Изучение условий взаимодействия младших дошкольников, находящихся в условиях адаптации, со старшими дошкольниками.
· Создание специально организованных педагогических
ситуаций, в которых дети старшего и младшего дошкольного возраста приобретают опыт взаимодействия:
- непосредственная образовательная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- игровая деятельность;
- музыкальная деятельность;
- режимные процессы.
· С помощью разработанных методов и приёмов оптимизировать работу по взаимодействию детей.
· Улучшение адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Предполагаемый результат:
1.Дети младшего дошкольного возраста будут более самостоятельны и независимы, приобретут такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты, получат новые знания и умения.
2. Адаптационный период у младших дошкольников пройдет более благоприятно,
3. У детей сформируются навыки взаимодействия в детском коллективе.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
- составление плана взаимодействия младших дошкольников со старшими.
2.Основной этап:
- ознакомление детей с художественной литературой по теме проекта;
- проведение бесед;
- проведение элементов занятий;
- организация образовательных ситуаций взаимодействия старших и младших дошкольников;
- организация режимных процессов;
- организация игровой деятельности;
- создание и презентация.
3. Заключительный этап: анализ результатов проекта.
План совместной деятельности младших дошкольников, находящихся в условиях адаптации к детскому саду, со старшими дошкольниками.
Сентябрь· Знакомство второй младшей группы с подготовительной группой «В гости к малышам»;
· Игры с пеком на прогулке;
· Совместная игровая деятельность в группе «Построим дом для куклы Кати».
Октябрь
· Совместная трудовая деятельность по уборке упавших листьев;
· Экскурсия младшей группы в подготовительную группу «Когда мы станем взрослыми».
Ноябрь
· Игры на прогулке «Лохматый пес», «Паучок», «Карусель» и т.д.;
· Занятие по математическому развитию.
Декабрь
· Занятие по изобразительной деятельности;
· Образовательная ситуация «Как правильно одеваться на улицу».
Январь
· Рассказывание (старшими) и слушание (младшими) любимых литературных произведений «Вечерние посиделки»;
· Совместная музыкальная деятельность.
Февраль
· Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»;
· Элемент занятия по развитию речи;
· Игры с пазлами, разрезными картинками, мазайкой.
Март
· Совместная двигательная активность «Ты и я, мы с тобой одна семья!»;
· Образовательная ситуация «Моя любимая игрушка».
Апрель
· Трудовая деятельность на огороде у малышей;
· Рисование мелками на асфальте «Мой любимый детский сад».
Май
· Игровая деятельность на прогулке;
· Театрализованная деятельность: пальчиковый театр «Волк и семеро козлят»;
· Совместное развлечение.